Звукомеханика

Международный бизнес
Москва, 28.04.2003
«Эксперт» №16 (370)
Мировая музыкальная индустрия в кризисе. И убивают ее отнюдь не пираты, как принято считать, а постоянное укрупнение звукозаписывающих компаний, конвейерный принцип отбора артистов и зацикленность на технологиях

"Кто такие Моцарт и Бетховен? Это те пацаны, которые пишут нам мелодии для мобильников" - анекдот времен дикого российского капитализма сегодня мог бы стать девизом мировой музыкальной индустрии. Рингтоны - звонки для трубок, - правда, составляют не более 1% доходов звукозаписывающих компаний, но развитие современного музыкального бизнеса определяется именно технологиями. Лучшее доказательство - только что появившаяся информация о том, что компьютерная компания Apple собирается купить звукозаписывающую Universal Music и уже ведет соответствующие переговоры. Чуть раньше заговорили о возможном слиянии двух из пяти гигантов звукозаписывающей индустрии: в партнеры британской EMI прочили то немецкую BMG, то американскую Warner Music.

Объединяясь, компании пытаются преодолеть кризис продаж дисков и остановить падение доходов. Однако вряд ли слияния станут панацеей: главная проблема индустрии - недостаток новых творческих идей.

Во всем виноваты пираты

О том, что пираты - корень всех зол, беспрестанно твердят сами музыкальные компании и IFPI - Международная федерация фонографической индустрии. По ее данным, "веселые роджеры" стоили производителям в минувшем году 8% продаж.

Война, на которую направлено огромное количество денег и мозгов, идет с переменным успехом. В Латинской Америке, где еще действует патент Philips на изобретение CD, с пиратством пытаются бороться законодательно, запрещая ввоз пустых дисков в страну.

Основные бои идут с P2P (peer-to-peer) - интернет-сайтами, позволяющими бесплатно скачивать музыку. Закрыв Napster и получив штраф с ряда аналогичных проектов, компании в качестве альтернативы начали открывать легальные платные сайты скачивания музыки - Pressplay (Sony + Universal) и Musicnet (все компании первой пятерки). Параллельно проводится разъяснительная работа среди студенческой молодежи - самых активных "скачивальщиков". Впрочем, пока сознательность пробудить не удается.

"Эффективных методов борьбы с пиратами не существует, - сказал 'Эксперту' аналитик инвестиционного банка UBS Warburg Майк Хилтон. - Законодательство не работает. Единственный способ покончить с пиратством - снижать цены на продукцию. Здесь уместна аналогия с минеральной водой. Водопроводная вода ведь бесплатная, но тем не менее все мы покупаем Evian, а не суем голову под кран. Почему? Да потому что эта вода считается более качественной, она красиво упакована, ее потребление принято в обществе. Музыкальные компании должны начать думать в том же направлении".

И действительно, усилия в этом направлении предпринимаются. Сейчас компании пытаются лоббировать в Евросоюзе закон о снижении налога на добавленную стоимость для аудиопродукции. Пока он доходит до 25%, в то время как налог на другие культурно-развлекательные продукты - книги, журналы, музеи, кино и даже зоопарки - не превышает 5%.

Дело вкуса

Universal Music Group (UMG)
Эта самая крупная компания входит в состав медийного концерна Vivendi Universal. Она занимается как звукозаписью и производством видео, та

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (370) 28 апреля 2003
Поглощение
Содержание:
ЮКОС + "Сибнефть" = ЮКОС

В объявленном слиянии нефтяных компаний не вызывает сомнений пока только одно: кто-то из крупнейших акционеров "Сибнефти" продал свои акции ЮКОСу. Остальным акционерам "Сибнефти" ничего не остается, кроме как договариваться с ЮКОСом о взаимовыгодных принципах поглощения

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
Реклама