Украинские крылья России не нужны

Наука и технологии
Москва, 28.04.2003
«Эксперт» №16 (370)

На прошлой неделе вокруг российско-украинского проекта по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70 разразился крупный международный скандал. Группа российских конструкторов, руководителей авиазаводов и специалистов НИИ ВВС России направила письмо министру обороны Сергею Иванову с рекомендацией прекратить разработку Ан-70 за счет средств Минобороны РФ. "Этот самолет по ряду важнейших летных характеристик не соответствует тактико-техническому заданию ВВС России - он находится на уровне морально устаревшего Ан-12", - пишут наши конструкторы. Авторы письма твердо уверены, что все попытки доработать Ан-70 не имеют смысла, так как "объективные технические предпосылки улучшения характеристик самолета отсутствуют". При этом два главных конструктора АНТК имени Туполева Валентин Близнюк и Леонид Куликов пишут, что "крайне низкий уровень надежности самолета в целом и двигателей в частности не позволяет без ущерба для безопасности полетов проводить его дальнейшие испытания".

Реакция украинской стороны не заставила себя ждать. На следующий день после того, как текст письма появился на лентах информагентств, главный специалист АНТК имени Антонова (разработчик Ан-70) Николай Воробьев в интервью украинским СМИ назвал все утверждения российских конструкторов "некорректными", а само письмо "проявлением конкурентной борьбы". При этом г-н Воробьев пожаловался местным журналистам на невыполнение российской стороной взятых на себя обязательств по программе Ан-70. По итогам прошлого года Россия должна была заплатить 48,2 млн долларов, однако деньги не перечислила. По словам Николая Воробьева, "нам никто не отказывает в финансировании, но к концу года средства просто не выплачиваются". Воробьева поддержал президент Украины Леонид Кучма, публично выразивший недовольство темпами реализации проекта Ан-70. Кучма заявил буквально следующее: "Правительство Касьянова делает все, чтобы этот проект не состоялся".

Действительно, наши власти не заинтересованы в продолжении программы Ан-70. Но у российского правительства есть все основания, в том числе юридические, расторгнуть межправительственное соглашение с Украиной и выйти из проекта. Во-первых, вместо среднего самолета грузоподъемностью 35 тонн Украина разработала машину грузоподъемностью 47 тонн, которая по классу вплотную приближается к тяжелым транспортным самолетам, например к нашему Ил-76 (50 тонн). Такие самолеты России не нужны, мы сами можем их экспортировать в любом количестве.

Во-вторых, Ан-70 обладает неустранимыми недостатками конструкции. У российских летчиков этот самолет получил прозвище "летающий гроб". Первый образец Ан-70 потерпел катастрофу в феврале 1995 года. Вторая модель рухнула на землю в январе 2001 года под Омском из-за отказа двух левых двигателей. При общем налете 386 часов на Ан-70 было обнаружено 382 серьезных недостатка, в том числе зафиксировано 52 случая отказа двигателей. Дефекты пытались исправить, но безрезультатно. По заключению экспертов, "для Ан-70 отказ одного из четырех дви

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (370) 28 апреля 2003
Поглощение
Содержание:
ЮКОС + "Сибнефть" = ЮКОС

В объявленном слиянии нефтяных компаний не вызывает сомнений пока только одно: кто-то из крупнейших акционеров "Сибнефти" продал свои акции ЮКОСу. Остальным акционерам "Сибнефти" ничего не остается, кроме как договариваться с ЮКОСом о взаимовыгодных принципах поглощения

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
Реклама