С точки зрения вечности

28 апреля 2003, 00:00

Отклики на статью "Избегай его" исполнены субпатриотического негодования. "Туповатая статья, - пишет незарегистрированный пользователь. - По приведенной авторами статистике доли импорта, 'станет пленником большого' именно тот, кто не упорствует... Либерализм авторов просто поражает! Значит, пока высоки цены на нефть, за рынок автомобилей мы бороться не будем, а когда цены на нефть упадут, мы легко захватим рынок гужевого транспорта и срубов, в котором у нас не будет конкурентов".

Либералами, конечно, сейчас быть немодно. Но давайте обойдемся без политобозначений и останемся в плоскости чистой экономики.

Автомобилестроение и нефть - символ противопоставления высокотехнологичной и сырьевой ориентации российской экономики. Противопоставление это, однако, устарело, и с точки зрения вечности нам сегодня безразлично, что делать - добывать нефть или делать автомобили второго (в лучшем случае!) сорта.

Поясню насчет вечности. Старт нефтяной волне был дан в позапрошлом столетии. Старт автомобильной волне - в первой половине прошлого. То есть и то и другое - "несвежие" технологии, и выбирать из них по принципу "инновационной насыщенности" продукта нечего.

Между тем экономическая история говорит о том, что страны превращались в экономически сильные державы только тогда, когда они выходили в мир с по-настоящему инновационными продуктами, которые составляли основы очередной волны развития мирового хозяйства.

С этой точки зрения у России, безусловно, есть шанс. С одной стороны, новая волна мирового хозяйственного развития еще не началась и в ней нам никого догонять не надо. С другой - у нас есть потенциал. И в сугубо научно-технической области (наш журнал, проводящий второй год Конкурс русских инноваций, знает об этом не понаслышке), и в области производства стилеобразующих товаров и услуг (и поэтому мы интересуемся русским дизайном и не забываем про русское образование), и во многих других небольших рыночных сегментах. Однако все эти по-настоящему инновационные компании сегодня очень малы. Их трудно заметить не только в масштабах мира, их и в России-то никто не замечает.

Что должно произойти, чтобы они подросли? Нужен экономический рост, и быстрый. Тогда на растущем рынке и ресурсов, и финансов, и спроса эти маленькие компании смогут превратиться в большие и завоевать мир, благодаря либо русскому уму, либо русскому духу. Именно поэтому все имеющиеся у нас сегодня крупные отрасли должны интересовать нас только с одной точки зрения - могут ли они быть дойными коровами или локомотивами роста, и не когда-нибудь, а прямо сейчас. Нефть - может. Автомобилестроение (легковое) - нет. Поэтому из двух этих альтернатив мы выбираем нефть.

Нефти одной нам не хватает. Смотрим, что есть еще. Лес (он же срубы). Недвижимость. Сельское хозяйство. Потенциал роста каждого названного сегмента - десятки миллиардов долларов, и их можно пересчитать уже сейчас. Вы скажете: невысокотехнологично это - лес, бетон, зерно, коровы. Но мы же искали только те отрасли, которые могут раскрутить нашу экономическую машину. А уж что она дальше начнет производить и как впишется в новую мировую парадигму - это вопрос к предпринимателям. Очевидно, лишь то, что, будучи слабыми, мы не сможем вписаться никак.

Вот такая у нас либеральная, если хотите, логика. Альтернативой ей является закрытие внутреннего рынка и долгая погоня за идущими впереди. Россия этого не выдержит, потому что Россия - не Китай.

Татьяна Гурова