Наша с вами сила

28 апреля 2003, 00:00

Редакционная статья

Главный результат сделки, начавшей процесс слияния ЮКОСа и "Сибнефти", - появление огромной нефтяной компании, ставшей номером один в России и одним из первых номеров в мире. Но "Газпром" у нас тоже номер один, ну, может, номер два, и не в России, а в мире, и что? Поэтому важно не само появление суперогромной компании; важно, что эта компания ориентирована на прибыль, на рост капитализации; важно, что эта компания понимает, какие блага окажутся ей доступны при грамотном ведении дел.

Блага эти вовсе не эфемерны, как можно было бы подумать. Капитализация ближайших, по объемам добычи нефти и ее запасам, публичных компаний составляет от 100 до 240 млрд долларов. Нынешняя капитализация "ЮКОС-Сибнефти", полученная простым сложением капитализаций обеих составляющих, равняется примерно 35 млрд долларов. Так что потенциал компании - пятикратный рост, а это дополнительно свыше 100 млрд долларов в общую капитализацию России. Что, кстати, сопоставимо с годовой экспортной выручкой всех российских сырьевых компаний.

В пятикратно большем, по добыче и запасам, "Газпроме" пока не видно сил, которые в состоянии подумать о том, что можно зарабатывать еще и на капитализации. Поэтому говорить о триллионной или даже полутриллионной капитализации "Газпрома" сейчас как-то даже и неловко. А менеджмент и ЮКОСа, и поглощаемой им "Сибнефти" уже лет пять неуклонно проводит политику выстраивания цивилизованного корпоративного управления. Их успехи в этом деле как-то непривычно охотно признаются не только внутри страны, но и за рубежом. Та же линия будет, очевидно, проводиться и в "Юкос-Сибнефти" - почему бы ей и там не увенчаться успехом?

И как раз сейчас - самое время для появления в российской нефтянке крупного по мировым меркам игрока. В прошлом номере "Эксперта" мы писали (см. "Большая нефтяная игра", стр. 14), что иракская война подвела черту под существованием привычной модели мирового рынка нефти и заложила основу новой его структуры, категорически невыгодной для России. Возможность согласованной игры двух нефтяных империй (Саудовской Аравии и Ирака) под более или менее гласным контролем крупнейшего импортера нефти (США) поставит независимых экспортеров нефти - и прежде всего крупнейшего из них, Россию, - в гораздо более сложные, чем прежде, конкурентные условия. Если раньше задача войти в число лидеров мирового рынка нефти могла рассматриваться российскими компаниями как факультативная, то теперь она становится едва ли не условием выживания. Только по-настоящему крупный масштаб может обеспечить компании необходимую мобильность для успешной глобальной игры в новых условиях.

А ведь обсуждаемое слияние, скорее всего, не последнее. Комментаторы уверенно говорят, что новый наш нефтяной гигант сможет притянуть к себе и дополнительные элементы. Так, вполне очевидно, что в ходе приватизации остатков нефтяной госсобственности у "ЮКОС-Сибнефти" конкурентов практически не будет. По рынку ходят и экзотические слухи - например, о грядущем поглощении новым гигантом "Сургутнефтегаза". Это, скорее всего, лишь слухи, хотя - чем черт не шутит?

Сама по себе совершившаяся сделка имеет еще одно принципиальное значение. Сейчас международные стратегические инвесторы проявляют недюжинный интерес к России - в первую очередь, конечно, к нефтяной отрасли. Уже осуществлена экспансия British Petroleum - в виде альянса с ТНК. Рвутся в Россию инвесторы и помельче. Когда ворота распахнутся полностью, мы останемся один на один с транснациональными монстрами, у каждого из них покупательная мощь будет в десятки миллиардов долларов. Кто-то из наших нынешних олигархов уйдет, продав бизнес иностранцам. Прочим же придется подумать о том, как остаться независимым и составить им полноценную конкуренцию. И слияние ЮКОСа и "Сибнефти" показывает, как именно это можно сделать. Получившаяся суперкомпания настолько интересна для раскрутки ее в мирового лидера, что идея продавать ее сейчас выглядит попросту дикой. Когда же она будет стоить не 35, а 200 млрд долларов, говорить о том, кому она могла бы принадлежать, будет как-то странно. Ведь это уже будет транснациональная компания российского происхождения. А сила страны не в последнюю очередь определяется ее транснациональными корпорациями. Поэтому транснациональный "ЮКОС-Сибнефть", если и когда таковой получится, будет нашей с вами силой.