Багдадский синдром

Правящая в Великобритании Лейбористская партия на прошедших в стране местных выборах потерпела самое серьезное поражение с 1979 года. Результаты выборов в немалой степени отражают недовольство британцев внешней политикой страны

Первые вести о результатах прошедших 1 мая местных выборов стали "холодным душем" для премьер-министра Тони Блэра: его Лейбористская партия потеряла 839 мест в местных органах власти по всей стране. Потери прогнозировались, но их масштаб превзошел ожидания политологов, которые предсказывали потерю 350-400 мест. Более того, лейбористы потеряли контроль над ключевыми городами - традиционным центром рабочего движения двухмиллионным Бирмингемом (где они правили с 1983 года), рабочим Ковентри (где находились у власти в течение 25 лет) и Бристолем (родным городом Шери Блэр, жены премьера). Единственным утешением лейбористам стали результаты выборов в парламент Шотландии и ассамблею Уэльса, на которых партии удалось обойти всех своих конкурентов, включая Шотландскую националистическую партию и уэльсскую партию Плэйд Кимру.

Тем временем основные конкуренты лейбористов на выборах, которые в Британии считаются промежуточными, показали впечатляющие результаты. Консервативная партия получила 565 новых мест и установила контроль над двадцатью новыми муниципалитетами. Как заявил официальный представитель консерваторов Эрик Пиклз, "партия стала крупнейшей в Англии по представительству в местных органах власти". Действительно, после выборов в руках у консерваторов оказалось 35% мест в местных органах власти в Англии, в то время как находящиеся у власти лейбористы смогли удержать лишь 30%. На пятки последним наступают либеральные демократы: на майских выборах им удалось получить двести новых мест и установить контроль над одиннадцатью муниципалитетами. В результате в местных органах власти в Англии Либерально-демократическая партия контролирует столько же мест, сколько и лейбористы (30%).

Протестные голоса

Май 2003 года показал, что позиции Лейбористской партии, достигнутые на парламентских выборах 1997-го и 2001 года, не столь прочны, как могли казаться. Следующие парламентские выборы в Британии пройдут, по всей видимости, в 2005 году (хотя парламент в стране избирается на пять лет, традиционно правящая партия старается провести новые выборы, пока ее позиции сильны, объявляя досрочное голосование). Консервативная партия, о смерти которой было написано и сказано немало после разгромных результатов 2001 года, несмотря ни на что оказалась вполне живучей.

"Хотя тори удалось достичь впечатляющих результатов, важно понимать, что победа консерваторов основывается на провале лейбористов, - сказал 'Эксперту' профессор политологии Оксфордского университета Найджел Боулз. - Предвыборная кампания консерваторов шла довольно вяло, и им по-прежнему не хватает как четкой интересной программы, так и харизматичных лидеров". Действительно, программа консерваторов основывается на оппозиции правящим лейбористам по большинству вопросов: от продолжения европейской интеграции и введения евро до вопросов иммиграции. Лидер консерваторов Иэйн Данкин-Смит, по результатам опросов, проигрывает рейтинг не только Блэру, но и лидеру либеральных демократов Чарльзу Кеннеди.

Выборы принесли некоторый успех крайне правой Британской националистической партии, которая удвоила свое представительство в местных органах власти. Хотя сегодня БНП контролирует лишь десять мест в местных органах власти, в пригороде Манчестера Бэрнли она контролирует семь мест в местном муниципалитете и уступает лишь лейбористам. Как заявил председатель партии Ник Гриффин, который неудачно выступил на выборах в городе Олдэме, центре межрасовых столкновений, летом 2001 года, это является замечательным результатом для его партии.

"Поражение лейбористов во многих округах вызвано разочарованием большой части британцев в деятельности правительства, в особенности во внешнеполитическом плане", - рассказал нам профессор политологии Лондонской школы экономики Брендан О`Лири. На выборы 1997-го и 2001 года Лейбористская партия шла, обещая улучшения в таких сферах, как образование, здравоохранение и транспорт. "А вместо инвестиций в эти сферы правительство отправило четверть вооруженных сил на Ближний Восток для участия в войне, смысл которой понятен малому количеству британских избирателей, - сказал 'Эксперту' старший аналитик исследовательского центра Economist Intelligence Unit Филип Уайт. - Поэтому голосование для многих избирателей превратилось в форму протеста против политики правительства. Причем протестное голосование стало последним криком отчаяния избирателей - им воспользовались лишь после того, как многомиллионные демонстрации, проходившие по всей стране в феврале-апреле, никак не повлияли на позицию правительства по участию в войне в Ираке. Несмотря на широкую оппозицию внутри страны, правительство Блэра осталось верным союзником США".

Интересно, что впервые в истории британских выборов серьезную роль сыграл мусульманский фактор (по результатам переписи 2001 года, около 1 млн жителей страны - мусульмане). Британские мусульмане (преимущественно выходцы из Пакистана и Бангладеш) живут компактными общинами в промышленных городах центральной части страны, и их немало в потерянных лейбористами Бирмингеме, Лестере и Ковентри. После выборов 1 мая Мохаммад Насим, председатель центральной мечети Бирмингема, заявил, что результаты голосования отражают недовольство многих жителей города, в частности мусульман, британским участием в операциях в Афганистане и Ираке. Некоторые мусульманские организации даже стали говорить о "багдадском синдроме" - по аналогии с "вьетнамским синдромом", в свое время изменившим политическую ситуацию в Соединенных Штатах. Тем не менее мусульманские голоса, которые оказались потерянными для лейбористов, были отданы в своей массе отнюдь не консерваторам. Как заявил глава мусульманской федерации города Лестера (а это единственный город в Европе, где белые европейцы составляют меньшинство населения) Манзур Монгал, на разочаровании в правительстве удалось выиграть либерал-демократам, которые в отличие от тори не выступают за ограничение миграции в страну.

Навстречу 2005 году

Предвыборная кампания 2005 года официально начнется всего за два месяца до самих выборов, но подготовка к ней стартует уже осенью года нынешнего. В сентябре-октябре ведущие британские партии почти синхронно собираются на свои ежегодные конференции, где определяют программу действий на ближайший год. Конференции нынешнего года в силу своей "промежуточности" оказываются еще более важными, так как на них начинается обсуждение программ, с которыми партии пойдут на следующие выборы.

"Несмотря на весь успех консерваторов на местных выборах, им будет очень непросто закрепить его на следующих выборах в парламент, - полагает профессор Боулз из Оксфордского университета. - Ведь после двух поражений подряд им так и не удалось трансформироваться и создать программу, которую поддерживали бы молодые избиратели". Действительно, работа с молодежью - слабое звено консерваторов: средний возраст членов партии тори 65 лет. "Поэтому куда более интересной может стать борьба между лейбористами и либеральными демократами, - считает Филип Уайт из EIU. - Впрочем, важно понимать, что до выборов еще около двух лет и нынешнее правительство постарается использовать свой ресурс для выполнения предвыборных обещаний, возвращая себе голоса недовольных".

Лондон