Сближение без дорожной карты

12 мая 2003, 00:00

В прошлый вторник премьер-министр Пакистана Зафарулла Хан Джамали заявил о согласии принять предложения Индии открыть двустороннее воздушное и наземное сообщение и ослабить торговые ограничения. А неделей раньше стороны согласились разморозить свои дипломатические связи. Впрочем, Дели продолжает требовать от Пакистана покончить с "трансграничным" терроризмом в Кашмире. "От тысячи двухсот до тысячи четырехсот боевиков в пакистанской зоне Кашмира готовы к переходу на индийскую сторону", - отметил представитель индийского правительства.

Несмотря на то что в Кашмире регулярно происходят теракты, за последние три недели отношения между Дели и Исламабадом резко улучшились. Процесс начался 18 апреля, когда в первый же день своего визита в Кашмир премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи предложил Пакистану "руку дружбы". Еще через десять дней пакистанский премьер позвонил в Дели и предложил индийскому коллеге встретиться в любом месте и в любое время. А 2 мая Ваджпаи сказал в своей речи в парламенте: "В моей жизни это будет решающая и последняя попытка исчерпать индо-пакистанский конфликт".

Нынешние заявления сторон вполне можно было бы счесть историческим прорывом. Но вся проблема - в мотивах: ни Дели, ни Исламабад не могут внятно объяснить своим политическим элитам, что именно заставило их вдруг так стремительно броситься в объятия друг к другу. Ведь буквально за пару дней до речи индийского премьера в Кашмире министр иностранных дел Индии Ясвант Сингх заявил, что у Индии куда больше оснований для превентивного удара по Пакистану, чем было у Вашингтона в Ираке.

Скорее всего именно иракская операция побудила Индию и Пакистан заняться решением двусторонних проблем. Они опасаются, что если они сами не разберутся, то ими займется Америка. Президент Первез Мушарраф не так давно публично говорил, что Пакистан может стать очередным объектом антитеррористической операции. Пакистанская газета The News опубликовала сообщение анонимного источника о том, что нынешний "вице-король" Ирака американский генерал Джей Гарнер выступал на некоем банкете, где он заявил, что кашмирская проблема будет решена к декабрю 2004 года, после чего начнется превращение Южной Азии в зону, свободную от ядерного оружия. А 4 мая сам Мушарраф заявил по телевидению, что если кашмирский вопрос будет решен и в регионе воцарится мир, то Пакистан и Индия смогут отказаться от ядерного оружия. Это предложение явно не по вкусу не только исламским фундаменталистам в Пакистане, но и партиям индийских националистов из коалиции премьера Атала Ваджпаи.

В четверг 8 мая в Исламабаде прошли пакистанско-американские переговоры с участием замгоссекретаря США Ричарда Армитиджа и помощника госсекретаря по делам Южной Азии Кристины Рокка. Позже делегация госдепа вылетит в Индию, а затем посетит Афганистан. Армитидж не скрывает, что его главная задача - стимулировать оттепель в индо-пакистанских отношениях, но при этом утверждает, что Америка не намерена выступать в качестве посредника в кашмирском конфликте и что у него нет никакой "дорожной карты" для его решения.