Как вступить в связь с потребителем

12 мая 2003, 00:00

О перспективах сети "Перекресток" рассказывает Александр Косьяненко, генеральный директор ТД "Перекресток"

- В последнее время "Перекресток" начал активно развивать несколько новых форматов торговли. Не распыляются ли при этом силы компании?

- Если рассуждать с точки зрения занимаемого нами потребительского сегмента, то мы не распыляемся, а, наоборот, сосредотачиваемся на удовлетворении всего комплекса потребностей нашей целевой аудитории в услугах торговли. Должен заметить, что мир знает разные успешные сети: и моноформатные, и многоформатные. И никто еще не доказал, что движение по одному формату - гарантия успеха. И мы не исходили из каких-то теоретических воззрений, а приняли во внимание конкретную ситуацию на рынке и в компании. Неразвитость розничного рынка в России делает мультиформатность оптимальным вариантом развития.

- Так какие же форматы нужны вашей целевой аудитории?

- Базовым для нас остается формат супермаркета. Второе направление - гипермаркет, но не колоссальный, на десять-пятнадцать тысяч квадратных метров, по типу американского. Мы не собираемся открывать торговые объекты больше шести тысяч метров, мы пока не чувствуем эти огромные торговые помещения. Третий формат: удобный магазин рядом с домом на двести пятьдесят-пятьсот метров.

- Но ведь в "Перекрестке" есть и дискаунтеры. Они, по-видимому, явились средством выживания в период кризиса?

- Неправда. Мы были первыми и в этом формате, открыв дискаунтер еще в девяносто шестом году. Мы тогда поездили по Европе, посмотрели и попробовали сделать нечто подобное. Сейчас мы понимаем, что с точки зрения стратегии это для нас тупиковая ветвь. Но закрывать их пока смысла не имеет - наши дискаунтеры работают хорошо.

- Говорят, что развивать магазины у дома ваша компания стала потому, что крупные объекты недвижимости, старые универсамы уже распределены между игроками, и пришло время делить бывшие гастрономы?

- Особенности рынка недвижимости в Москве, возможно, и повлияли на выбор стратегии, но не были определяющими. Магазин у дома решает проблему каждодневных покупок для нашего клиента. В супермаркет ведь ездят пару раз в неделю. А здесь человек может рядом с домом купить все необходимые продукты, и при этом все свежее, не надо забивать холодильник на несколько дней. Мы хотим быть во многих местах, потому что для нас важно стать частью образа жизни человека.

- А что означает ваше замечание о том, что "Перекресток" не чувствует формата полномасштабного гипермаркета?

- Мы пока не понимаем, как торговые помещения на десять-пятнадцать тысяч метров отвечают потребительским предпочтениями нашей целевой аудитории. Наверное, для какой-то группы покупателей и удобно приехать раз в неделю в магазин и загрузить машину под завязку продуктами. Но нашему клиенту важнее комфорт, который он ощущает при покупке. А какой комфорт может быть в этих огромных ангарах, где надо проходить большие расстояния, чтобы найти нужный товар, где на тебя обрушивается масса информации о разного рода ценовых и прочих маркетинговых акциях? Может быть, мы совершаем ошибку. Но все же: всегда лучше получается то дело, в которое веришь.

- Какие планы у "Перекрестка" относительно службы доставки продуктов "77"?

- Мы развиваем с ней партнерские отношения. Потребность в услугах по доставке продуктов на дом, очевидно, существует, и мы хотим объединить наши преимущества. У нас хорошо развита логистика, а у них - служба обработки заказов и распределения.

- А какие отношения у вас с ГУМом?

- Мы обсуждаем с ГУМом возможность взаимодействия в области торговли одеждой. Дело в том, что при переходе к более крупным форматам неизбежно стратегическое решение о расширении ассортимента за счет новых групп товаров. У нас в первом гипермаркете действует секция одежды, но нас не устраивает ее прибыльность. А ГУМ всегда специализировался на торговле одеждой. Со своей стороны, ему для реализации проекта универмагов "Стильный город" интересна наша региональная экспансия. У нас же есть супермаркет в Питере, и мы планируем открыть магазины в Самаре, Волгограде, Тольятти, Казани, Краснодаре.

- Вы много говорили о "своем" покупателе. А можете его четко описать?

- У нас есть целое исследование о характеристиках нашего покупателя, но, чтобы быть кратким, скажу: это средний класс, люди, имеющие хорошую работу, ценящие возможность выбора и качество. Их повседневные нужды мы и должны удовлетворить.

- Приверженность интересам среднего класса декларируют многие...

- Согласен, в декларациях может быть много общего. Но важно, как они реализуются. В торговле невозможны какие-то абсолютно оригинальные решения. Нет, здесь все строится на нудных мелочах. И только сочетание этих мелочей создает бизнес, отличный от других. И в мелочах - расстановка на полках, подбор продуктов - содержится мессидж к покупателю о том, что компания о нем думает. Ни одно маркетинговое исследование не даст стопроцентного ответа на вопрос, как формировать этот мессидж. Чтобы создать нужное сочетание деталей, менеджеры должны обладать интуицией, чувствовать своего клиента. И в конечном счете, кто лучше наладит связь с потребителем, тот и выиграет.