Рыба заменит нефть

Международный бизнес
Москва, 12.05.2003
«Эксперт» №17 (371)
За последние десять лет рыбная отрасль Норвегии превратилась из дотационной в быстро развивающуюся перспективную индустрию. И, возможно, со временем именно она, а не нефтегазовая промышленность, станет основой норвежской экономики

Уже лет тридцать экономическое благополучие Норвегии, как известно, базируется на нефтегазовой отрасли. Норвегия - третий по величине экспортер нефтепродуктов после Саудовской Аравии и России. В 2001 году доходы от экспорта нефти и природного газа составили 30,6 млрд долларов. Во многом благодаря этому норвежцам удалось добиться высокого - даже по европейским меркам - уровня жизни. Достаточно сказать, что безработица здесь стабильно ниже, чем в большинстве стран ЕС: сейчас, например, безработных в Норвегии вдвое меньше, чем в Германии.

Но возможности нефтедобычи небезграничны, поэтому неудивительно, что норвежские власти пытаются найти альтернативный источник национальных доходов. Сегодня повышенное внимание уделяется развитию рыболовной отрасли как одной из самых перспективных. Представители Fiskeriforskning - научно-исследовательского института по проблемам рыболовства - уже начали строить амбициозные планы развития отрасли. Так, по оценкам министра рыболовства Норвегии Свена Людвигсена, к 2020 году доходы от экспорта рыбы достигнут 23 млрд долларов и станут сопоставимы с доходами от экспорта нефти.

При кажущейся фантастичности подобная цель может оказаться достижимой - выручка от экспорта рыбы стремительно растет. В 2001 году доходы страны от поставок рыбной продукции и морепродуктов достигли 4,4 млрд долларов и составили 6% совокупного экспорта. По сравнению с 1991 годом этот показатель увеличился почти вдвое.

Рыбный курс

Подобные результаты были достигнуты во многом благодаря начатым лет десять назад реформам в отрасли. Ведь еще в конце 80-х норвежская рыбная отрасль была убыточной из-за прямого государственного регулирования. В своих действиях государство руководствовалось не получением прибыли, а соображениями региональной политики, то есть стремилось обеспечить рабочие места для населения прибрежных районов и предотвратить миграцию. В отрасли работало множество мелких и средних малоинтегрированных предприятий, имелся слишком большой рыболовецкий флот. Избыточные рыболовецкие и перерабатывающие мощности поддерживались государственными субсидиями, которые составляли более одного миллиарда норвежских крон в год.

Однако с начала 90-х годов правительство Норвегии постепенно стало менять свою политику в отношении отрасли. Власти отказались от прямого регулирования, передав большую часть своих полномочий рынку. Государственное субсидирование было минимизировано, и отрасль переориентировалась с внутреннего рынка на экспорт. К 2001 году субсидии составили уже менее 30 млн долларов, причем большая часть этих денег пошла на компенсационные выплаты рыбакам, решившим выйти из бизнеса.

По словам эксперта министерства рыболовства Норвегии Кнута Свердрупа, сегодня роль государства свелась к тому, "чтобы как можно более эффективно управлять рыбными ресурсами, а также обеспечивать свободный доступ норвежской рыбе и рыбной продукции на рынки других стран, без пошлин и нетарифных ограничений. Поэтому задача государства - обеспечить благоприятные условия для

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (371) 12 мая 2003
    Корпоративные займы
    Содержание:
    Уже перебор

    Российские компании рвались на международные рынки заимствований напрасно. Едва им стали давать приличные деньги, Минфин немедленно увидел в этом угрозу для бюджета, рубля и России в целом. Он хочет вернуть "дезертиров" и развить внутренний рынок займов. Рынок озабочен одним - какие будут методы

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама