В последнее время в отечественной рыбной отрасли складывается парадоксальная ситуация. Дело в том, что, с одной стороны, отечественные рыбообрабатывающие предприятия ощущают нехватку собственной рыбы, а потому вынуждены закупать ее за рубежом. А с другой - в стране созданы такие экономические условия, что отечественным рыбакам гораздо выгоднее продавать выловленную рыбу за границу.
Нежелание рыбаков осуществлять поставки на внутренний рынок объясняется прежде всего неэффективностью механизма распределения квот на добычу. Система работает так: правительство выпускает распоряжение, в котором определяются размеры промышленных квот добычи по регионам. Существует два вида квот. Бесплатные квоты, распределяемые на местах региональными чиновниками, и квоты, выставляемые на аукцион. Бесплатные квоты распределяются в пользу "своих" компаний, и большим рыбодобывающим комплексам ничего не достается. С аукционами тоже все не так просто. Квоты выставляются как лоты, и если та или иная компания изъявляет желание принять участие в аукционе, она должна заплатить 30% от стоимости лота, на который претендует. Все заплатившие получают допуск к основному аукциону, на котором лоты продаются по принципу "кто больше". Из-за высокой стоимости квот немногие компании могут позволить себе принять участие в аукционе - далеко не у всех есть деньги даже на "входной билет". Банки же неохотно выдают кредиты рыболовецким организациям, а расходы на выкуп квоты из-за низких цен на рынке за выловленную рыбу не окупается.
Единственным выходом для рыбаков остается браконьерство, но даже в этом случае гораздо выгоднее продать выловленную рыбу на экспорт. Например, в Мурманске рыбаки после лова продают рыбу "на воде" - просто перегружают свой улов на норвежские суда. В Норвегии из нашей рыбы делают консервы, которые потом продают обратно в Россию.
Ситуация, таким образом, складывается абсурдная: российская рыба нелегально продается за рубеж (причем государство с этого ничего не получает), за рубежом превращается в консервы и продается обратно в Россию, принося немалые прибыли, но, увы, не нам. Российские же рыбоперерабатывающие предприятия, не получая продукции от отечественных рыбаков, вынуждены покупать ее у норвежцев. Получается, что отечественные рыбные консервы сделаны из рыбы норвежской, а норвежские - из российской.