Страхование тоже бизнес

Спецвыпуск
Москва, 12.05.2003
«Эксперт» №17 (371)
Страховой бизнес перестает быть кустарным: в прошлом году компании начали показывать реальную прибыль, а рынок в целом - быстро капитализироваться, причем как за счет собственных средств страховщиков, так и за счет вложений инвесторов

Движущая сила любого бизнеса, как известно, прибыль. А прибыль - это не только растущие доходы, но и минимизация расходов. С доходом еще пару лет назад в страховом бизнесе проблем не было: нерисковые виды страхования не приносили никакой головной боли. Будь то "зарплатное" страхование жизни, возвратное медицинское страхование или организация финансовых "схем" для предприятий при помощи имущественного страхования - во всех этих случаях страховая компания спокойно жила на четко определенные комиссионные. Более того, благодаря комиссионным она могла не волноваться по поводу устойчивости своего небольшого рискового портфеля. Но когда этот самый небольшой реальный рисковый страховой портфель вдруг начал резко расти, все изменилось.

Вдруг выяснилось, что автострахование приносит убытки; расходы на продажи, содержание штата и урегулирование страховых случаев крайне высоки; филиалы занимаются самоуправством; медучреждения попросту обворовывают страховщика на "приписках" невыполненных услуг; корпоративные постоянные клиенты не только стабильно приносят деньги в качестве страховых взносов, но и время от времени желают получить возмещение своих убытков, и суммы здесь могут исчисляться миллионами рублей или даже долларов. Новые условия бизнеса потребовали апробации других, более технологичных, подходов в автостраховании, инвестиционной деятельности, перестраховании и маркетинге.

Таковы основные тенденции прошедшего года. И кто из страховщиков окажется через несколько лет на лидирующих позициях, будет зависеть от того, насколько быстро компаниям удастся поменять структуру управления.

О "серых" схемах

Развитие страхового рынка на протяжении последнего года соответствует теоретическим прогнозам. Значительный рост отмечается на рынке реального страхования: наиболее динамично развивались автострахование, страхование имущества организаций, страхование грузов и авиационное страхование.

Несколько ниже были темпы роста на рынке медицинского страхования - развитие страхования крупных клиентов притормозил Налоговый кодекс, повлиявший, кстати, и на снижение нерисковых псевдостраховых медицинских программ. Впрочем, расширения добровольного медицинского страхования можно ожидать уже через несколько лет.

А вот на рынке страхования жизни в 2002 году была и вовсе отрицательная динамика, и пока снижение взносов по соответствующим программам продолжается. Хотя лазейки для "схем" все равно остались, данный вид бизнеса постепенно сходит на нет. Практически все лидеры рынка заявили о прекращении операций в краткосрочном страховании жизни. Некоторые компании уже в 2002 году показали по этому виду "ноль", другие резко снизили обороты. И это вполне логично: как правило, отношения между страховщиком и клиентом строятся на долгосрочной основе, и поэтому полный отказ от нерискового страхования жизни может занять несколько лет, а постепенное сокращение объемов по этому виду требует значительных выплат. Конечно, снижение операций по страхованию жизни в нынешнем контексте надо воспринимат

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (371) 12 мая 2003
    Корпоративные займы
    Содержание:
    Уже перебор

    Российские компании рвались на международные рынки заимствований напрасно. Едва им стали давать приличные деньги, Минфин немедленно увидел в этом угрозу для бюджета, рубля и России в целом. Он хочет вернуть "дезертиров" и развить внутренний рынок займов. Рынок озабочен одним - какие будут методы

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама