Культурный переворот

Культура
Москва, 19.05.2003
За два года Александр Пономарев полностью изменил облик своего телеканала. Архаичную, нелепо оформленную и никому не нужную "Культуру" он превратил в актуальный, постоянно развивающийся проект. И если раньше канал был просто посвящен культуре, теперь ему самому удалось стать полноценным культурным событием

Канал "Культура", живущий на государственные деньги, занимает привилегированное положение на российском телевидении. Ему не надо привлекать рекламу, не обязательно думать о рейтингах, он может позволить себе быть каким угодно: интеллектуальным и утонченным - или пафосным, многословным, старомодным... Ему отведена роль своеобразного оазиса, который существует вне политики и экономики - в чистом и бескровном мире искусства.

Понятно, что благодаря таким привилегиям канал рискует потерять обратную связь со зрителем, превратиться в скучную, никому не интересную "вещь в себе", невесть зачем заполняющую эфирное время. Собственно, до недавнего времени именно такую нишу и занимала "Культура". Когда шесть лет назад канал появился на свет, многие считали проект мертворожденным. Никакой четкой (или даже туманной) концепции развития не было, и за неимением оной "Культура" избрала для себя почетную роль хранилища всевозможных абстрактных Ценностей и Традиций, милых сердцу некоего условного интеллигента. Хранилище это сильно отдавало советским душком, лубочные заставки с березками наводили тоску, а высокопарно-назидательный тон отпугивал зрителей, вместо того чтобы прививать им вкус к чистому и высокому.

В поисках зрителя

Ситуация начала улучшаться лишь с мая 2001 года - когда генеральным директором "Культуры" стал Александр Пономарев, пришедший с ТВ-6. Правда, очевидные для зрителя изменения появились лишь к весне 2002-го. Первый же год Пономарев в основном занимался практической стороной дела. Разместил работников канала, которые до этого сидели в нескольких арендованных помещениях, в Доме радиовещания и звукозаписи. Здание, находившееся в полнейшем упадке, переоборудовал в современный телевизионный комплекс. Добился установки спутникового вещания, без которого канал был недоступен во многих регионах - даже в Петербурге.

Следующим шагом стало изгнание MTV, с которым "Культура" до тех пор делила частоту. Соседство это действительно выглядело довольно абсурдно: MTV и "Культура" были, можно сказать, антиподами - по крайней мере, предназначались для двух полярных аудиторий. Как-то в одной из передач MTV (приглашенные в студию юноши и девушки просматривали новые клипы и те, что им не нравились, должны были "отправлять в отстой") раздраженная девочка в красной бейсболке ехидно посоветовала музыкантам, сделавшим старомодный клип: "Отправляйтесь в отстой, туда, где старая рухлядь, на канал 'Культура'! Вы очень понравитесь моей бабушке!"

Место MTV на пятой кнопке заняли Euronews, а "Культура" вскоре увеличила время вещания: с 10.00 до 01.00. Вот тогда-то и появилась новая "Культура". Через пять лет после возникновения канала руководство его впервые по-настоящему задумалось о формировании концепции, о том, на какого, собственно, зрителя рассчитывать.

Западные аналоги "Культуры"

Arte
Из западных каналов франко-германский Arte больше всего соответствует "Культуре" по стилю и тематике, хотя и имеет куда более публицистическую направленность. Во Франции у Arte пример

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (372) 19 мая 2003
    Автострахование
    Содержание:
    Прививка порядка

    Установленные правительством тарифы по обязательному автострахованию - вполне посильная для автовладельцев плата за свою безопасность на дорогах

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама