Туркам голубой поток не нужен

Андрей Виньков
19 мая 2003, 00:00

Вступление Турции в Евросоюз привело к потере "Газпромом" своих позиций в этой стране. Однако монополист может извлечь выгоду и из этого, если будет настаивать на выплате штрафов по уже заключенным контрактам не деньгами, а турецкой газотранспортной инфраструктурой

В канун майских праздников Турция официально заявила, что прекратила закупку российского газа в рамках проекта "Голубой поток". Устами министра энергетики Турции Зеки Чакана общественность оповестили о том, что отбор газа турецкой стороной приостановлен и должен возобновиться лишь в августе этого года.

В "Газпроме", который продает Турции российский газ в рамках этого проекта, считают, что ничего страшного не случилось: в краткосрочной перспективе речь идет о недопоставке 2-4 млрд кубометров газа в год, что составляет всего несколько сотен миллионов долларов, и это, мол, величина малозначимая для газового монополиста. На самом деле ситуация, конечно, драматичнее. Во-первых, приостановка "Голубого потока" означает удар по имиджу "Газпрома" как единственной в России компании, успешно реализующей крупные инвестиционные проекты. Именно в таком свете некоторое время назад газовой монополией подавалось открытие российского участка газопровода. Во-вторых, появляются новые перспективы в переделе газового рынка Турции и близлежащих стран, который с подписанием документов по "Голубому потоку" был фактически поделен в пользу "Газпрома". Поэтому попытка анализа причин, вызвавших приостановку "Голубого потока", и ее последствий выглядит вполне оправданной.

Много газа тоже плохо

Начать надо с того, что по затратам и техническому воплощению "Голубой поток" - один из сложнейших, а значит, и дорогих газопроводов в мире. Поэтому причины, вызвавшие к жизни этот проект, равно как и причины его остановки, должны быть предельно серьезны. Однако первая же попытка разобраться с ними обнажает тот факт, что он изначально был если не лишним в системе газоснабжения Турции, то, по крайней мере, не самым актуальным проектом. И все потому, что кто-то сильно просчитался в потребностях Турецкой Республики в природном газе.

Использовать голубое топливо в Турции начали не так давно - всего лишь пятнадцать лет назад. Тогда, в 1986 году, были подписаны первые контракты с СССР. А в 1987 году в Турцию уже были поставлены первые 500 млн кубометров природного газа. Одновременно поставки начали диверсифицироваться: Турция стала закупать газ не только у России, но и у Ирана, Алжира и Нигерии (см. схему). К 2002 году объем потребления в Турции достиг 20 млрд кубометров. Динамичная экономика Турецкой Республики, быстрая урбанизация и рост производства предполагали постоянный рост потребления газа. По оценкам специалистов государственной газовой компании Botas, к 2005 году потребности в газе должны были возрасти до 43 млрд кубометров, а в 2020 году достигнуть 82 млрд кубометров. Естественно, что обеспечить такой спрос можно лишь за счет поставок из-за рубежа. Собственных запасов газа в Турции практически нет.

Руководствуясь этими прогнозами, Россия и Турция подписали в 1997 году соглашение о поставках российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря. Газопроводная магистраль "Голубой поток" в перспективе должна была обеспечить объем поставок в 16 млрд кубометров в год. Таким образом, учитывая поставки другим маршрутом, в 2008 году Россия смогла бы ежегодно прокачивать в Турцию 37 млрд кубометров газа. Поскольку природный газ в Турции стоит от 90 до 125 долларов за кубометр, проект должен был окупиться в течение пяти-семи лет (см. таблицу), а российские доходы от продажи газа должны были вырасти на 4,5-7 млрд долларов в год.

Однако еще в 2000 году турецкая оппозиция критиковала руководство страны и опровергала общее мнение о том, что Турция столкнется с энергетическим кризисом, если не будет участвовать в новых и крупных энергетических проектах. Например, ведущий турецкий экономист Али Тигрел, бывший помощник главы Организации государственного планирования и один из ведущих разработчиков внешнеэкономической политики Республиканской народной партии, утверждал в интервью газете Turkish Daily News, что страна, скорее, пострадает от излишка энергоресурсов и их слишком высокой цены. По его словам, "недостаточные или избыточные объемы импорта энергоресурсов - опасный фактор, который может Турции дорого обойтись. Я могу легко определить недостаток планирования со стороны министерства энергетики: создается впечатление, что оно мало информировано о макроэкономической реальности". Г-н Тигрел спрогнозировал, что избыток электроэнергии в стране будет уже в 2005 году, при этом за избыток, вызванный закупками государственной трубопроводной компанией Botas, страна заплатит лишних полтора миллиарда долларов. После чего, по мрачным прогнозам Тигрела, Турция столкнется с ужасными экономическими последствиями неграмотного планирования, которые лягут на плечи потребителей либо на казначейство. Прогнозы г-на Тигрела подтверждали и иные исследования, в частности The Boston Consulting Group (см. график).

Похоже, что эта критика была замечена: в начале 2001 года прокуратура Турции дала ход следствию по поводу махинаций вокруг проекта "Голубой поток". В итоге операции "Белая энергия", проводимой спецслужбами Турции, под стражу были взяты бывший министр энергетики Турции, его заместитель и семь высокопоставленных чиновников этого ведомства, в том числе человек, отвечающий за проведение тендеров. Это антикоррупционное расследование стало одной из причин обвала фондового рынка и затяжного экономического кризиса.

В результате страна перестала быть вполне платежеспособной, а ее внешний долг перевалил за 100 млрд долларов. Даже смена правительства не позволила должным образом выправить ситуацию: турецкая экономика до сих пор нуждается в свежих финансовых вливаниях. И поэтому после отказа парламента Турции одобрить законопроект о размещении на турецкой территории 62 тыс. американских солдат для открытия "северного фронта" против Ирака, что могло бы дать казне 26 млрд долларов новых кредитов, турецкий фондовый рынок и вовсе обрушился в пропасть, потянув за собой и индекс экономической активности, и курс турецкой лиры.

Монополия "Газпрома" - бельмо в глазу Евросоюза

Пока Турция пыталась притормозить реализацию некоторых газопроводных контрактов. В частности, ей удалось придержать на два года поставки газа из Ирана, выдвигая каждый раз претензии к плохо или не так построенной газомерной станции. Теперь госкомпания Botas пытается изменить некоторые пункты соглашения с "Газпромом", основанного на принципе take or pay, и уменьшить объемы поставок на том основании, что Турция не располагает достаточным количеством газохранилищ.

По данным "Газэкспорта", в контракте прописан так называемый период начальных поставок, действующий до 1 июля 2003 года, в течение которого ни одна из сторон не несет твердых обязательств ни по поставкам, ни по отбору газа. Однако в самом "Газпроме" утверждают, что "Голубой поток" финансировал европейский консорциум банков и они смогут получить как тело кредита, так и проценты лишь по мере выполнения контракта. Возможно, именно поэтому уже через пять дней после того, как турки официально заявили об отказе закупать российский газ в рамках "Голубого потока", Международный валютный фонд и Всемирный банк решили выделить Турции 10 млрд долларов помощи "для преодоления последствий острого финансового и банковского кризиса".

В случае же невыполнения условий контракта Турции грозят внушительные штрафные санкции в размере около 700 млн долларов в год.

По мнению вице-президента и директора российского представительства The Boston Consulting Group Штефана Дертнига, дополнительным негативным для России фактором в конфликте может стать изменение правового статуса Турции. Дело в том, что как потенциальный участник Евросоюза Турция будет обязана стимулировать развитие общеевропейского спотового рынка энергоресурсов, то есть сокращать долю долгосрочных контрактов, провоцирующих монополизм стран и компаний-экспортеров. Поскольку сейчас потребности Турции на 70-80% обеспечиваются поставками газа из России, то вступление в ЕС вполне может быть отягощено условием отказа Турции от закупок российского газа.

По мнению представителей "Газпрома", контракт уже заключен, трубопровод построен, и поэтому, даже если Турция не будет закупать российский газ, то ее все равно заставят платить. Но вот вопрос: чем именно? По слухам, турецкие официальные лица предлагали нашему монополисту "бартерный" вариант оплаты своими товарами и контрактными услугами. Однако вряд ли "Газпром" прельстится турецким текстилем или дутым золотом на сотни миллионов долларов. Скорее всего, в качестве платы за газ "Газпром" потребует у Турции что-нибудь посущественнее: например, турецкий кусок трубопровода "Голубой поток", или, скажем, туристическую инфраструктуру, или земли на побережье Средиземного моря. Речь может пойти и о продолжении ветки "Голубого потока" до Израиля, тогда в качестве платы за турецкие долги российский монополист мог бы получить на территории республики землеотводы, построенные участки газопровода и иную инфраструктуру.

Использованы материалы, предоставленные компанией The Boston Consulting Group. В подготовке материала участвовал Ярослав Клименко