Цена дорожного спокойствия

Тема недели
Москва, 19.05.2003
«Эксперт» №18 (372)
Редакционная статья

В череде принимаемых либо отвергаемых Думой законов нет-нет да и встретится такой, от которого голова идет кругом едва ли не у всех. Углядев возможность хорошего пиара, политики судорожно начинают этот самый закон проталкивать или тормозить. Почуяв предстоящую наживу или опасность для нынешних доходов, свои интересы продвигают олигархи и прочие коммерсанты. В погоне за "жареным", обычно притягивающим рекламу, горячую тему тут же подхватывают и масс-медиа. И от всего этого совершенно дезориентируются те, для кого, собственно, этот закон был придуман и написан и кому придется по его статьям жить - значительная часть населения очень большой страны.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств - как раз из этой серии. Что объяснимо: так или иначе, он затрагивает интересы примерно 40 млн россиян - автовладельцев и членов их семей, не считая организаций, имеющих собственные парки машин. После массированной многомесячной "промывки мозгов" многие из них и по сей день воспринимают обязательное страхование автогражданской ответственности как очередной налог со стороны государства.

Следуя законам жанра, этому способствовали некоторые СМИ и депутаты, сделавшие из "автогражданки" прямо-таки страшилку: дескать, обложат народ новыми поборами, которые пойдут неизвестно куда и на что. Мысль ясна: на фоне грядущих выборов в Думу тема ущемления прав электората становится сверхвыигрышной, и даже дополнительные голоса избирателей можно "подтянуть".

Свою лепту внесли и те, на чьи счета эти деньги станут поступать - страховые компании. Ведь это просто мечта: государство законодательно определяет русло, в которое громадное число граждан обязано будет из года в год "сливать" деньги коммерческим структурам. За такую кормушку стоит побороться, и страховщики шанса не упустили.

Полярные интересы различных группировок, сошедшихся в схватке за политический и финансовый капитал, и превратили в общем-то обычный и нужный закон в предмет склок и общественных распрей. Хотя все это давно пройдено, и не только где-то "там, за туманами, за океанами", но и в близлежащих странах Восточной Европы, и даже у соседей по СНГ.

А уж общемировой опыт и подавно "обкатан" вдоль и поперек. Обязательное страхование автогражданской ответственности давно стало неотъемлемым элементом взаимоотношений на дорогах цивилизованных стран. К примеру, в Скандинавии и некоторых штатах США такой вид страхования стал обязательным еще в 30-е годы прошлого века, а после второй мировой войны эту практику переняла вся Западная Европа. К концу же двадцатого века в Старом Свете без подобных законов осталась едва ли не одна Россия - обязательное АГО уже действует даже в большинстве бывших советских республик. В России тоже попытались еще в 1996 году принять подобный закон, но проект оказался слишком "сырым" и явно ущемлял интересы миллионов автомобилистов. Поэтому документ отправили на доработку, и лишь в 2002 году, кардинально переработанный с учетом поправок всех сторон

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (372) 19 мая 2003
    Автострахование
    Содержание:
    Прививка порядка

    Установленные правительством тарифы по обязательному автострахованию - вполне посильная для автовладельцев плата за свою безопасность на дорогах

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама