Лукавый Дженерик

Экономика и финансы
Москва, 19.05.2003
«Эксперт» №18 (372)
Пока россияне тратят на лекарства по 17 долларов в год, бороться с правонарушителями на российском фармарынке некому

Едва ли не главная проблема нашего лекарственного рынка - огромное количество некачественных и поддельных препаратов. Бороться с этим крайне трудно - тем более значимым представляется недавнее заявление лидера продаж на отечественном рынке компании "Авентис Фарма", российского филиала крупной французской фармацевтической фирмы "Авентис Фарма СА". Компания, производящая такие известные препараты, как клафоран, трентал, эссенциале-форте, маалокс, рулид и другие, официально объявила о том, что МАП удовлетворило иск ЗАО "Авентис Фарма" в отношении недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО "Брынцалов А" (торговая марка "Ферейн"). Препараты брынцале-форте и клафобрин имели абсолютно такую же упаковку, что и соответствующие препараты "Авентис Фарма".

Что-то в этом роде

Проблема недобросовестной конкуренции на фармацевтическом рынке в России существует с начала 90-х годов, когда отечественные и импортные препараты стали очень отличаться по цене и появились копии дорогих лекарств - дженерики.

В принципе выпуск дженериков вполне легален - производить копии может любая фармацевтическая компания после того, как у разработчика заканчивается патент, срок действия которого в среднем составляет двадцать лет. Правда, название аналогичного препарата и внешний вид его упаковки должны быть изменены, поскольку истечение срока действия патента вовсе не означает прекращения прав собственности на товарный знак.

Понятно, что дженерики значительно дешевле оригинальных препаратов, поскольку производителю не приходится тратить деньги на разработку (сотни миллионов, а то и миллиарды долларов). Кроме того, процедура регистрации препарата-дженерика существенно упрощена, да и дорогостоящие клинические испытания проводить не требуется. Неудивительно, что дженерики составляют более 80% продукции российских фармпредприятий.

Однако поскольку продвигаемые сперва советским Минздравом, а после бесконечной рекламой импортные препараты завоевали довольно прочные позиции, раскрутить новые отечественные дженерики было очень сложно. Тем более что они, как правило, по качеству заметно уступали оригиналам. Пользуясь лазейками в законодательстве, многие отечественные производители, а также импортеры из стран Восточной Европы и Азии (прежде всего Индии) стали активно применять способы так называемой недобросовестной конкуренции, дабы занять место на рынке.

Потребителя вводили и вводят в заблуждение относительно качества продукции. Если говорить о том, как именно это делается, то первая и наиболее распространенная тактика состоит в том, что внешнее оформление упаковки дженерика и его название предельно приближены к оригиналу. Именно так обстоит дело с 75% продукции под торговой маркой "Ферейн". "Благодаря тому, что в нашей стране чрезвычайно распространено самолечение, копии пользуются большим успехом. Видя похожую коробочку и название лекарства, да еще при этом и низкую цену на него, россияне, особенно старшего возраста, делают выбор именно в пользу этого препарата", - говорит адвокат Алекса

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (372) 19 мая 2003
    Автострахование
    Содержание:
    Прививка порядка

    Установленные правительством тарифы по обязательному автострахованию - вполне посильная для автовладельцев плата за свою безопасность на дорогах

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама