Шахты, брэнд и машзаводы

Спецвыпуск
Москва, 19.05.2003
«Эксперт» №18 (372)
О том, почему не всегда выгодна консолидация и почему сырьевикам приходится заниматься брэндингом и машиностроительным бизнесом, рассказывает генеральный директор компании "Уралкалий" Максим Широков

Неудобства консолидации

- В период реформирования российской экономики нашим производителям калийных удобрений удавалось выживать за счет концентрации продаж в рамках Международной калийной компании (МКК). Зачем же вы вышли из этой структуры?

- В создании МКК "Уралкалий" сыграл значительную роль. На тот момент создание этой компании было абсолютно правильным решением. МКК удалось добиться того, что калийная отрасль не исчезла с индустриальной карты России. Эта трейдерская структура хорошо продавала продукцию предприятий калийной отрасли бывшего Советского Союза ("Уралкалия", "Сильвинита" и "Беларуськалия". - "Эксперт") на международном рынке. Но в конечном итоге ее методика продаж очень во многом стала нам невыгодна. Почему? Покажу на одном примере.

Наш товар вместе с продукцией двух других производителей свозился в рамках МКК в одно место. Был среди этой условной кучи и, к примеру, гранулят, поставляемый в Бразилию. Замечу, что рынок этот - один из ключевых в калийном бизнесе. Бразильский рынок еще с пятидесятых годов воспитывался североамериканскими производителями (США и Канады). Их метод продвижения продукции на рынок заключался в том, что они планомерно изменяли имеющиеся на рынке стандарты. За счет этого получали более высокую цену. В итоге требования клиентов к качеству повышались, а качество товара, который шел из СНГ, оставалось на прежнем уровне. Сначала это было незаметно, но потом потребители стали предъявлять претензии к качеству. Но кому именно? Разобраться в том, кто конкретно был виноват, в рамках той "кучи" в МКК не было возможности. Тогда мы поняли, что в такой непрозрачной конструкции, как МКК, для нас будущего нет. Мы решили, что выход из МКК позволит нам более предметно работать с важнейшими рынками.

- А правда, что МКК договаривалась с иными мировыми производителями калийных удобрений об определенных квотах по производству (как в ОПЕК), чтобы цены были стабильными?

- Договоренности по определению не может быть, потому что существует антимонопольное законодательство. Более того, некоторые предприятия в мире работают на пределе своих мощностей. К примеру, германский производитель Kali und Salz так работает, а некоторые, наоборот, - сильно недозагружены. Где семьдесят-восемьдесят, а где и шестьдесят процентов. У российского "Сильвинита" процент загрузки мощностей больше восьмидесяти. У нас, например, уровень загрузки от шестидесяти семи до семидесяти трех процентов. Поэтому о какой договоренности, о каких квотах может идти речь?

Правда, как и в любом другом бизнесе, взаимоотношения между конкурентами имеют различные формы. Наш бизнес традиционный. Люди в нем работают по двадцать-тридцать лет. Все друг друга знают, поэтому, хочешь не хочешь, если ты постоянно сталкиваешься с одним и тем же человеком на рынке, то рано или поздно сможешь понять "по глазам", что он сделает завтра. Отсюда и версии о сговоре.

Фактор вымывания

- Почему вы вспомнили о Бразилии как о важнейшем рынке?

- По двум причинам. Сельское хозяйство Бразилии явля

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (372) 19 мая 2003
    Автострахование
    Содержание:
    Прививка порядка

    Установленные правительством тарифы по обязательному автострахованию - вполне посильная для автовладельцев плата за свою безопасность на дорогах

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    404 Not Found

    404 Not Found


    nginx
    404 Not Found

    404 Not Found


    nginx