Наследники черного квадрата

Культура
Москва, 26.05.2003
«Эксперт» №19 (373)
В Нью-Йорке открылась грандиозная выставка Казимира Малевича. На нее свезли квадраты, кубы и треугольники со всего света. Малевич окончательно приобрел статус главного художника современности

Выставка "Казимир Малевич: супрематизм" в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке - это около ста двадцати полотен, рисунков и гипсовых моделей, приехавших из государственных и частных собраний со всех концов света. Практически все они относятся ко второй половине 1910-х годов - периоду, когда Малевич, оставив свои фигуративные опыты, с головой ушел в исследование абстрактных форм. В результате получились композиции, где главные действующие лица - круги, квадраты, прямоугольники и треугольники. Такие картины стали первыми примерами новой живописи, которую Малевич назвал супрематизмом.

На вернисаж в Музей Гуггенхайма собрался весь нью-йоркский бомонд вплоть до голливудской звезды Фэй Данауэй, которая, проявив нешуточный интерес к супрематизму, в сопровождении главного куратора выставки Мэтью Дратта замирала у черных кругов и квадратов. Сам Дратт, открывая выставку, сказал, что Малевич - художник исключительно важный для Запада. Настолько важный, что даже важнее своего знаменитого современника-абстракциониста Пита Мондриана.

Концептуальная классика


"У нас самая концептуальная выставочная программа в мире", - считает директор Фонда Соломона Гуггенхайма Томас Кренц

Фонд Соломона Р. Гуггенхайма - инстанция, что и говорить, серьезная. У него самые знаменитые музейные здания - в Нью-Йорке это аккуратная, закрученная спиралью "банка" Фрэнка Ллойда Райта. Когда-то это уютное здание казалось столь радикальным, что художники отказывались в нем выставляться. Филиал в Бильбао - огромная, сверкающая титановой шкурой "змея" Фрэнка О. Гери, еще некоторое время назад безусловный лидер мирового архитектурного хит-парада. Филиал в Рио-де-Жанейро сейчас проектирует сам Жан Нувель - это будет первый музей, где часть залов уйдет под воду. В буквальном смысле - над прозрачными потолками будет плескаться Атлантический океан.

Кроме выдающихся архитектурных творений Фонд Гуггенхайма знаменит и своими нетривиальными акциями - он демонстрирует искусство в Лас-Вегасе; ударяет мотопробегом по музейному делу, рекламируя таким способом свое сотрудничество с Эрмитажем; устраивает модные дефиле в Берлине. Но когда директор фонда Томас Кренц начинает говорить о выставках, то сразу же напоминает, что прежде всего фонд интересует "классическое современное искусство". К этому, впрочем, Кренц добавляет: "И вообще - у нас самая концептуальная выставочная программа в мире".

И под то и под другое Малевич, безусловно, подходит. С одной стороны, он несомненный классик авангарда. С другой - прекрасный объект для концептуального кураторства. Малевич разнолик, и при желании найти в его творчестве можно все что угодно - от "правоверного" кубизма до соцреализма.

Для выставки в Музее Гуггенхайма выбрали не то, что объединяло Малевича с его современниками, а то, что связало его в конечном итоге с потомками. То есть его супрематизм - знаменитые черные и красные квадраты и круги, ставшие символами авангарда.

Победа над Солнцем

В Нью-Йорк съехались полотна из главных супрематических кладовых - из Рус

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (373) 26 мая 2003
    Послание президента
    Содержание:
    Функционал президента

    Президент обратился к элите с конструктивным предложением - перестать комплексовать и начать строить сильную Россию. Элита ответила: "Сперва накорми нас, а потом и спрашивай добродетели"

    Обзор почты
    Реклама