Андрей Разбаш

26 мая 2003, 00:00

автор и ведущий программы "Крылья" на Первом телеканале:

- Нынешнее послание президента - это первое действительно серьезное послание Владимира Путина. По постановке целей оно кардинально отличается от предыдущих. Если удастся начать на практике реализовывать его положения, то это будет означать отказ от того курса, которым Россия двигалась с начала девяностых годов.

Ключевой пункт экономической части послания - указание на необходимость для России иметь сильный рубль. Это принципиально отличается от того, что говорило руководство страны на протяжении более чем десяти лет, в течение которых утверждалось, что для экономики выгодна слабая валюта. Эта политика и связанная с ней экспортно-сырьевая ориентация завели страну в тупик.

Сейчас президент говорит о том, что стране необходима валюта сильная. И меня это очень радует. Значит, у власти сформировалось понимание, что главный товар, который производит страна, - это деньги. И этот товар должен быть дорогим. Это означает, что, по-видимому, во власти наконец сформировалось понимание того, что страна не может развиваться без мощного внутреннего сектора, без роста уровня жизни граждан, без увеличения потребительского спроса.

Теперь многое будет зависеть от того, насколько сам Путин верит в то, что сказал в послании. Если это его осознанный выбор, его глубокое убеждение и он готов бороться за достижение поставленных целей, то это большой шанс для России. Если же это не является его твердым убеждением либо лишь тактический ход, то это может оказаться очень пагубным для страны. Неудача может дискредитировать идею.

- Послание президента вызывает противоречивые чувства. Он сказал правильные слова - о необходимости консолидации, о сильной армии, о бюрократии, об экономическом росте. Но как президент собирается это все осуществлять? Если он, как и раньше, будет поручать реформу бюрократии самой бюрократии, ничего не выйдет. Президент говорит об открытой госслужбе, о поиске новых кадров, а на деле в Госдуме продавливается закон о госслужбе, в котором ничего не сказано о конкурсе для чиновников, но идет речь о классных чинах, льготах и выслуге лет. Проблема в том, что президент вынужден опираться на бюрократию и у него нет политической воли что-то в ней изменить. Это происходит из-за отсутствия реальной опоры на гражданское общество, которое еще не создано. Страной и правительством управляет кремлевская бюрократия.

Перед президентом стоит сложный выбор. Он либо приносит свой невероятный рейтинг на алтарь служению Отечеству и начинает проводить модернизационные реформы, которые нужны стране, но социально не популярны. Либо говорит обо всем осторожно и не дает резких оценок, но это уже другая тактика, которая сводится к тому, чтобы охранять свой рейтинг. Для достижения роста нужно сначала выбрать парадигму развития страны - и в ее рамках доводить все до конца. Одна парадигма - снижать налоги, уменьшать давление чиновника на бизнес и на общество в целом. Эта парадигма приведет к росту ВВП и повышению деловой активности, но не сразу. При этом реформы должны сопровождаться сворачиванием большинства социальных программ. Другая парадигма - государство становится крупнейшим инвестором и кредитором, ставит все под контроль, вкладывает огромные средства в наиболее важные отрасли. Она может привести к росту, но не в России. В послании президента есть пассажи и в одну, и в другую сторону. Сначала он говорит о снятии с государства излишних социальных обязательств, о снижении налогов, но в вопросах обеспечения роста и национальной программы уходит в другую сторону. Невозможно, двигаясь в разных парадигмах, обеспечить рост в шесть процентов в год. В России нужны суперлиберальные законы, чтобы чиновник вообще ничего не мог решить, а только ставил галочки.