Где вы хотите оказаться завтра?

На кризис информационных технологий Microsoft отвечает наращиванием инвестиций в разработку новых продуктов и экспансией в новые сферы деятельности

"Это интересное время. И абсолютно правильное для того, чтобы предложить рынку новые продукты", - говорит президент корпорации Microsoft Стив Балмер. Огромный экран демонстрирует залу почти голливудскую улыбку одного из самых высокооплачиваемых менеджеров в мире, все еще номера десять в списке самых богатых американцев: обаятельный Балмер представляет мировой общественности Microsoft Windows Server 2003, новый флагманский продукт в серверной линейке своей компании. "Меня спрашивают, правильное ли время мы выбрали для выпуска нового сервера. Ведь бюджеты компаний, направляемые на информационные технологии, резко сокращены, во всяком случае не растут", - продолжает президент Microsoft. Это вопрос риторический, хотя расходы американских компаний на информационные технологии на самом деле упали до самого низкого за последние пять лет уровня, ответа на него не предполагается: "Мы сами были удивлены тем интересом, с каким рынок встретил нашу работу". И в ИТ-секторе, и в бизнесе есть люди, которые хотят идти вперед, даже в это жестокое время, даже находясь в стесненных обстоятельствах, объясняет собравшимся Стив Балмер. А значит, корпорация должна предложить им новые решения, которые позволяли бы добиваться большего успеха меньшими средствами.

Топ-менеджеры Microsoft, невзирая на кризис, тоже продолжают двигаться вперед, демонстрируя фирменный американский оптимизм и уверенность в успехе. Оптимизм, как ни удивительно, вполне оправдан: Microsoft - единственная из софтверных гигантов - сумела в прошлом финансовом году нарастить объемы продаж. Дебют предназначенной для персональных компьютеров операционной системы для Windows XP оказался самым успешным за всю историю существования Windows, в первые же девять месяцев было продано 46 млн лицензий (справедливости ради стоит отметить, что и затраты на маркетинг XP тоже были беспрецедентно высоки). А в мае этого года начались продажи новых версий всей линейки корпоративного ПО - Windows Server 2003, Visual Studio.NET 2003 и Microsoft SQL Server 2000 Enterprise Edition. В корпорации утверждают, что новый сервер по сравнению с наиболее распространенным сейчас Microsoft NT Server 4.0 обеспечивает клиентам двукратный рост производительности, 30-процентный рост эффективности использования инфраструктуры и снижение более чем на треть издержек при внедрении. Если клиенты оценят все эти преимущества в точном соответствии с планами корпорации, ее доходы в текущем финансовом году вновь возрастут на 12%.

Журнал Forbes назвал Microsoft в числе 25 самых быстрорастущих крупных компаний мира. В последние пять лет ее продажи росли в среднем на 18,7% в год. Компания будто не замечает кризиса: "Сейчас многие говорят о конце информационной революции, но мы так не думаем", - заявил Стив Балмер во время своего прошлогоднего турне по Европе. И пообещал: "Следующее десятилетие будет еще более захватывающим, чем прошедшее". Для того чтобы обеспечить себе место в этом захватывающем будущем, корпорация не скупится на инвестиции в настоящем: только на собственные научные исследования и разработки в текущем финансовом году Microsoft намерена израсходовать 5,2 млрд долларов, на 900 млн больше, чем в прошлом году.

Работа над ошибками

Скрепка, скакавшая по экранам Office`97, не снискала у пользователей продукции Microsoft большого уважения, большинство из них быстро избавились от Офисного помощника вместе с его надоедливыми советами. Между тем явление миру этой несносной персоны стало первым результатом серьезной исследовательской работы, которую корпорация ведет в области искусственного интеллекта и естественного взаимодействия человека и компьютера.

"Сейчас многие говорят о конце информационной революции, но мы так не думаем. Следующее десятилетие будет более захватывающим"
Глава Microsoft Стивен Балмер

В 1991 году Microsoft одной из первых среди софтверных компаний создала самостоятельное научно-исследовательское подразделение Microsoft Research (MSR). Сейчас это одна из крупнейших, наиболее уважаемых и быстрорастущих компаний, занимающихся исследованиями в области информатики или, точнее, computer science, более чем с 700 служащих, лабораториями в Редмонде, Сан-Франциско, Силиконовой долине, Кембридже и Пекине и годовым бюджетом, превышающим четверть миллиарда долларов. MSR ведет исследования более чем по пятидесяти направлениям, многие из которых носят академический и очень долгосрочный характер и никак не привязаны к жизненным циклам продуктов, выпускаемых корпорацией. В их числе, например, распознавание компьютерами естественного языка и письма, создание трехмерных пространств, передача видео, звука, мультипликации. "В будущем это позволит создавать технологии, с помощью которых компьютеры обучатся видеть, слышать, говорить, так что люди смогут взаимодействовать с ними так же легко, как они взаимодействуют с другими людьми", - убеждает нас со страниц сайта MSR председатель и главный архитектор программного обеспечения Microsoft Билл Гейтс. Понятно, что тут речь идет об очень отдаленном будущем. Крупнейшая в мире по рыночной стоимости компания может позволить себе тратить огромные деньги на исследования, результаты которых будут востребованы спустя десятилетия, нимало не смущаясь тем, что рынок при оценке компаний вообще-то не склонен принимать во внимание их научные разработки, далекие от введения в коммерческую эксплуатацию.

Главная угроза для Microsoft с его консервативным, в духе конца позапрошлого века, подходом к созданию и распространению своих продуктов исходит не от конкурентов-тяжеловесов, а от Linux с его глобальной идеей открытого ПО

Впрочем, Microsoft была бы не Microsoft, если бы в своем регулярном бизнесе ориентировалась на столь же романтические, сколь туманные перспективы технологий будущего. Одна из главных ее задач на сегодня - сломать представление об информационных технологиях как о бестолковой игрушке, вышедшей к тому же из моды. "Последние пять лет были популярны инвестиции в технологии ради технологий, центральной фигурой процесса были профессионалы IT. Лейтмотивом следующих пяти-десяти лет станет фокусировка на запросах конечного пользователя, - говорит 'Эксперту' вице-президент Microsoft Санджай Партасарати. - Люди больше не покупают технологии, они покупают решения реальных проблем. Мы должны предложить им такие решения и сделать это быстро, дешево и для самых разных групп потребителей".

Спектр интересов софтверного гиганта, исходя из этой стратегии, очень широк - от игровых приставок для домашнего пользования до мобильных устройств и операционных систем, управляющих автомобильной электроникой, медицинской техникой, бытовыми приборами и так далее, вплоть до создания крупнейших онлайновых систем бронирования билетов и отелей. Приобретя американскую компанию Great Plains и датскую Navision, Microsoft всерьез вторглась еще и на рынок систем для управления предприятиями, оборот Microsoft Business Solutions, в которую влились приобретения, в текущем году планируется уже на уровне 600 млн долларов. Задача корпорации в секторе управленческого ПО состоит в том, чтобы предложить небольшим компаниям недорогие решения, которые помогали бы им увеличивать производительность и одновременно сокращать свои расходы на ИТ: "Вопреки распространенному мнению бизнес-процессы в малых и средних компаниях часто не менее сложны, чем в крупных, - говорит Пребен Дамгаард, экс-президент Navision, а ныне руководитель Microsoft Business Solutions. - Но у больших компаний есть ресурсы для того, чтобы самостоятельно создавать и поддерживать технологическую инфраструктуру для оптимизации бизнес-процессов, а у малого бизнеса такой возможности нет. Мы же разрабатываем и предлагаем им стандартизированные доступные программы, а через нашего глобального партнера получаем возможность финансировать и поддерживать применение наших решений".

Сверхактивную диверсификацию менеджеры компании объясняют прагматично: "Не стоит смотреть на нашу компанию как на набор несвязанных бизнесов: бизнеса по повышению производительности, бизнеса операционных систем, игрового бизнеса, - говорит Санджай Партасарати. - Мы фокусируемся на производстве качественного софта, но мы должны быть везде, где он нужен. Это простой взгляд, но пока что ни один из наших продуктов не показывает отрицательной динамики и даже не приблизился к концу своего жизненного цикла".

Концентрация сил

Решение на нынешнем этапе сфокусировать все усилия на производстве именно программного обеспечения далось корпорации не так просто. Менее года назад Microsoft покинул Ричард Беллуццо, третье лицо в иерархии корпорации и, как говорят, личный друг Стива Балмера, приглашенный в Microsoft как потенциальный преемник Балмера на посту президента. Более двадцати лет проработавший в Hewlett-Packard, в Microsoft Ричард Беллуццо должен был заняться, как сообщал пресс-релиз, "руководством бизнес-стратегией, продажами, маркетингом, а также нарождающимся бизнесом Microsoft в областях, не связанных с персональными компьютерами". На деле же под его начало перешли все интернет-проекты корпорации, включая крупнейшие в мире портал MSN и бюро путешествий Expedia, интерактивное телевидение UltimateTV и службу аутентификации пользователей Passport, а также подразделение, занимающееся игровыми приставками Xbox. Но если успехи корпорации в продвижении на рынок игровых приставок были достаточно очевидны, то интернет-стратегия Microsoft, разработанная при участии Беллуццо, по мнению большинства аналитиков, оказалась просто провальной. Пытаясь угнаться за только что образованным тогда монстром AOL-Time Warner, MSN предоставила клиентам, имеющим новые компьютеры, колоссальные скидки, по числу пользователей MSN вскоре вышла на второе место после AOL, но понесла при этом большие финансовые потери. Впрочем, главной оказалась не эта ошибка, типичная для периода интернет-бума, а серьезный просчет в продвижении проекта HailStorm, на который корпорация делала тогда очень серьезную ставку.

Проект HailStorm был первой попыткой использовать возможности только что разработанной Microsoft экспериментальной платформы .NET, на базе которой можно создавать программное обеспечение для самых разных устройств и связывать между собой эти устройства, системы, прикладные программы, а также людей и бизнесы, которые всем этим пользуются. Идея HailStorm состояла в том, чтобы предложить пользователю широкий набор разнообразных программ и услуг, любая из которых могла бы быть доступна ему почти повсеместно - через компьютер в офисе и дома, мобильный телефон на улице, ноутбук в автомобиле и так далее. Единая служба аутентификации должна была избавить клиентов-людей от необходимости запоминать множество паролей, а в конечном счете обеспечить им еще и безопасность расчетов за предоставленные услуги и аренду программного обеспечения. Клиенты-компании через HailStorm могли бы быстро и дешево организовать удаленные рабочие места для своих сотрудников и в режиме реального времени взаимодействовать со своими поставщиками и клиентами. Ну а у Microsoft появлялся бы реальный шанс из крупнейшей софтверной компании превратиться в поставщика услуг для всех и вся. Глобального масштаба всеохватные проекты тогда были в моде, и интернет-аналитики приняли HailStorm с восторгом. Однако ни потенциальные клиенты, частные лица и компании, ни потенциальные поставщики, крупнейшие финансовые и туристические фирмы, оказались не готовы к столь доверительным отношениям с Microsoft, опасаясь, что конфиденциальная информация может легко утечь из централизованной базы данных, управляемой корпорацией.

В итоге проект был потихоньку свернут, а Ричард Беллуццо занялся реформой структуры самой корпорации, в результате которой были созданы семь операционно и финансово независимых подразделений, а его собственная должность сокращена.

Если выше длинно, то так:
Linux пока не угрожает Microsoft ни в финансовом, ни в технологическом смысле. Но в битве идеологий он уже выиграл

Что касается самой Microsoft, то для нее неудача HailStorm стала поводом к тому, чтобы серьезно пересмотреть не только стратегию присутствия в Интернете, но и свои отношения с партнерами и клиентами. "Интернет тогда был технологией ради технологии, мало кто задумывался о том, что в нем реально ценно для пользователя. И, я думаю, вся индустрия получила урок, - говорит Санджай Партасарати, отвечая на вопрос 'Эксперта' о том, что, в представлении менеджеров Microsoft, станет новым локомотивом IT-индустрии после развенчания Интернета. - Теперь мы фокусируемся на том, что может приносить корпорации добавленную стоимость на протяжении долгого времени. Ее, безусловно, способны генерировать коммуникации. Технологически связать телефон и компьютер все еще сложно, коммуникационная и компьютерная инфраструктуры пока на самом деле разделены. Сведение их вместе и будет одним из суперпроектов ближайшего будущего".

Разработанная корпорацией платформа .NET рассматривается ею как базовая в том числе и для этого суперпроекта, однако браться за него в одиночку Microsoft больше не хочет.

Ответственный и открытый

В конце прошлого года, как бы признавая отчасти свою вину за кризис, поразивший информационную отрасль, Microsoft объявила о своей новой стратегии "ответственного лидерства", включающей "формирование видения для всей отрасли, открытость, наращивание инвестиций в разработки и создание новых возможностей для ИТ-компаний". Последний пункт предполагает более активное взаимодействие корпорации не только с партнерами, но даже с конкурентами: "Наш курс на участие в жизни отрасли означает, что мы создаем возможности для других, - говорит Стив Балмер. - Это не значит, что мы не будем ни с кем конкурировать, конечно, мы будем, таковы правила игры. Но вокруг наших платформ мы создаем массу возможностей для производителей оборудования, независимых разработчиков программного обеспечения, разного масштаба системных интеграторов. Сотни миллионов долларов, которые мы в этом году инвестируем в развитие наших платформ, это инвестиции и в рост наших партнеров".

Стратегия открытости призвана помочь всей отрасли преодолеть последствия кризиса. Но Microsoft она нужна не меньше. С одной стороны, корпорации надо избавляться от имиджа беспринципного монополиста, созданного стараниями независимых софтверных компаний и американских судебных властей. С другой стороны, к этому ее подталкивает все усиливающаяся конкуренция нового свойства, которой ей никогда ранее не приходилось противостоять.

Это конкуренция со стороны Linux. Ни в финансовом, ни в технологическом смысле эта система пока не угрожает мировому господству корпорации, Microsoft годами успешно соперничает с настоящими тяжеловесами, такими как Oracle, IBM или Sun. Главный источник опасности заключается в самой идеологии открытого программного обеспечения, благодаря которой профессионалы и конечные пользователи могут постоянно совершенствовать существующие продукты на базе Linux и создавать новые продукты, тоже доступные для дальнейшего развития. В сетевом сообществе, каким, безусловно, является среда профессионалов информационных технологий, идея открытого программного обеспечения работает очень эффективно. И транснациональные корпорации, чей консервативный подход к развитию и распространению своих продуктов отвечает коммерческому духу конца позапрошлого века, могут противостоять этой глобальной идее ровно с тем же успехом, что и мелкие автомастерские начала прошлого века конвейеру Генри Форда.

Microsoft одной из последних на рынке признала, что ей придется перестраиваться: "Конкуренция заставляет нас учиться, кое-какие вещи мы перенимаем у Linux, - соглашается Жан-Филипп Куртуа, президент Microsoft EMEA. - Мы все чаще привлекаем профессиональное сообщество к созданию наших продуктов на основе Windows, хотя, конечно, не разрешаем менять их и сохраняем за собой права собственности - для нас как производителя и продавца это вопрос выживания. Платформа .NET дает специалистам еще большие возможности для творчества. К тому же в отличие от Linux это полноценная платформа, она позволяет разработчикам создавать приложения для самых разных систем. На Linux вы сегодня этого делать не можете".

Похоже, что именно решения на платформе .NET корпорация предполагает использовать для организации быстрого прорыва на новый для себя рынок бизнес-приложений. Так, глава Microsoft Business Solutions Пребен Дамгаард утверждает, что бизнес-решения могут сыграть для платформы .NET ту же роль, которую Microsoft Office в свое время сыграл в продвижении операционной системы Windows. С той лишь разницей, что доходами, получаемыми на новом рынке, корпорация готова щедро делиться: "У нас по всему миру около четырех с половиной тысяч партнерских каналов, такого сообщества нет ни у одной другой крупной компании, - говорит Пребен Дамгаард. - Наши партнеры, часто сами малые и средние предприятия, гораздо лучше нас представляют потребности малого бизнеса. Поэтому единственный эффективный способ добиться успеха в обслуживании миллионов компаний - использовать знания и связи партнеров".