Интерес к проблеме вступления России в ВТО в последнее время спал. После того как Европейский союз и США формально присвоили нашей экономике статус рыночной, российское правительство признало, что серьезные противоречия между Россией и ее партнерами не могут быть разрешены в ближайшее время без существенных уступок одной из сторон. Вступление отложено приблизительно на 2007 год, что по российским меркам почти вечность. Эта задержка грозит тем, что если Россия не сможет вступить в ВТО до окончания текущего раунда переговоров, то в дальнейшем ей придется соглашаться на более жесткие условия, чем те, на которых сейчас настаивают ее партнеры по переговорам. Именно так было с Китаем: по окончании Уругвайского раунда он заявил о своей готовности вступить в ВТО на тех условиях, от которых раньше отказывался, но выяснилось, что этого недостаточно - стране были предъявлены более жесткие требования.
Россия же не торопится вступать в ВТО, опасаясь отрицательных последствий этого шага. Насколько обоснованы такие опасения?
Что касается снижения импортных тарифов на промышленные товары, то расчеты ЦЭФИР показывают, что оно не приведет к существенному краткосрочному сокращению выпуска ни в одной отрасли экономики. Наиболее чувствительными к изменениям в тарифной политике являются машиностроение, пищевая и легкая промышленность. И для России в целом, и для большинства регионов (за исключением четырех) падение выпуска будет небольшим - в пределах 0,5-1% ВВП. Дело в том, что в последние годы тарифы часто менялись в тех же масштабах, в каких они могут измениться после вступления в ВТО, и существенного влияния на выпуск это не оказывало.
Между тем от снижения тарифов выигрывают потребители. Кроме того, иностранная конкуренция окажет положительное воздействие на производительность российских предприятий. Параллельно удешевятся поставки импортных комплектующих.
Согласно предварительным расчетам, либерализация сектора услуг, и в особенности финансового сектора, может гораздо больше повлиять на развитие российской экономики, чем тарифная политика. Как показывает мировой опыт, удвоение числа иностранных банков, работающих на территории страны, ведет к ускорению темпов экономического роста почти на 1%, а удвоение объема трансграничных кредитов предприятиям (но не банкам) оборачивается увеличением темпов роста ВВП в среднем на 1,6%.
Вопреки распространенному в России представлению о том, что снижение импортных тарифов отрицательно влияет на прямые иностранные инвестиции, вступление в ВТО, скорее всего, напротив, будет способствовать притоку таких инвестиций. Во всяком случае, изучение опыта развивающихся стран и стран с переходной экономикой, вступавших в ВТО (до 1995 года -ГАТТ) в последние двадцать лет, указывает на то, что прямые инвестиции в эти страны увеличивались в среднем на 4 млрд долларов после вступления в организацию. Эффект тем не менее зависит от того, насколько успешно Россия сможет провести реформы, направленные на выравнивание условий функционирования российских и иностранных предприятий.
Малоизученным остается другой вопрос: каковы будут последствия для российской экономики от изменения цены на газ. Исследование, проведенное по заказу компании Hermitage Capital Management, говорит о том, что даже двукратный рост цены газа мало повлияет на общее увеличение уровня цен в стране. Более детальное изучение этого вопроса требует построения модели общего равновесия, что еще только предстоит сделать. Следует помнить, что Европейский союз уже снял требование повышения цены газа и настаивает только на реформировании газовой отрасли. Если реформа будет способствовать повышению эффективности сектора, то ее влияние на цену газа, а значит, и на экономику в целом окажется весьма незначительным.
Таким образом, расчеты нескольких проведенных независимо друг от друга исследований показывают, что вступление в ВТО в целом не будет иметь отрицательных последствий для российской экономики. Более того, в среднесрочной и долгосрочной перспективе возможен положительный эффект. Большинство предъявляемых ей требований Россия может выполнить без большого для себя ущерба. То есть страхи по поводу вступления в ВТО во многом беспочвенны.