Дизайн здравого смысла

Культура
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
Звезды мирового дизайна раздали премии своим российским коллегам. Все остались довольны

"В России нет дизайна, но есть дизайнеры" - эта фраза нашего известного дизайнера-графика Сергея Серова вполне могла бы стать девизом премии DIA (Design Innovative Awards), которую на прошлой неделе вручали в Москве. Жюри, состоявшее сплошь из звезд мировой величины, в один голос сожалело о том, что в России забыты заветы конструктивистов, и хвалило молодых дизайнеров-конкурсантов за прекрасные идеи. Трое их них получили премию в номинациях "архитектура", "промышленный" и "графический дизайн".

В плену соблазна

На первый взгляд премий для дизайнеров у нас и без того немало. Российский и Московский союзы архитекторов каждый год выбирают лучшего среди своих. Есть отдельные праздники для интерьерщиков. Дизайнеры-графики получают премию "Золотая пчела". Для остальных Союз дизайнеров России проводит конкурс, на котором из года в год истребители "Су" соревнуются с павловопосадскими платками.

И тут появляются главные редакторы двух журналов по архитектуре и дизайну Барт Голдхоорн и Рем Хасиев и вместе с Сергеем Серовым объявляют об учреждении Фонда современного дизайна. Фонд нужен, чтобы премировать лучших российских дизайнеров за бесстрашные новации. Барт Голдхоорн, объясняя, чем их конкурс отличается от всех остальных, сказал, что, во-первых, премия не зависит ни от каких старых творческих союзов, а следовательно, участвует в конкурсе тот, кто хочет участвовать. Во-вторых, жюри состоит из людей, которые на сто процентов вне нашего контекста и, стало быть, совершенно свободны в своем выборе. В-третьих, эта, и только эта, премия предполагает беспрецедентный промоушн своих финалистов и лауреатов. Это важно для промышленников, которые должны видеть, что произведенное ими сегодня - не предел совершенства. Это важно для общества, которое дизайнеры должны "соблазнять". "Именно соблазнять, - говорит Голдхоорн, - потому что производство - не политическая система, которую можно заставить совершенствоваться с помощью критики. Дизайнеру выгоднее действовать через соблазн, показывая, как лучше, разумнее и удобнее можно устроить жизнь. И соблазненное общество само потом потребует этого от производителей".

Доктор Росс

Кураторы премии говорят, что самая сложная работа выпала на долю экспертов, которые из нескольких сот участников выбирали тридцать финалистов (по десять в каждой номинации). А уж определить, кто из финалистов будет победителем, было несложно. Тем более для таких звезд и асов, которых Фонду современного дизайна удалось заполучить в жюри. Среди них были: Дэвид Карсон - американский дизайнер-график, к которому Levi's, Nike, Pepsi, American Express и прочие гиганты приходят за логотипами и корпоративным стилем; японский архитектор Шигеру Бан, прославившийся неожиданным использованием современных материалов; и наконец, британец Росс Лавгроув, который за двадцать последних лет стал настолько знаменит, что теперь, по его собственному признанию, вынужден постоянно заседать в жюри международных дизайнерских конкурсов. Так что тех, кто пришел на церемонию вручен

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама