Правила Пауэлла

Международный бизнес
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
США ослабляют регулирование на рынке СМИ. От этого должны выиграть прежде всего не крупнейшие, а средние и мелкие компании, которые будут образовывать локальные медиахолдинги

Пока госсекретарь США Колин Пауэлл перекраивает мир, его сын Майкл переустраивает национальный медиарынок. На прошлой неделе Федеральная конкурсная комиссия (FCC), председателем которой является Майкл Пауэлл, утвердила новые принципы регулирования на медиарынке США. Компаниям разрешили владеть не 35, как раньше, а 45% телестанций, вещающих по всей стране, и приобретать разнотипные СМИ в одном городе. Это значит, что теперь крупные общенациональные медиакомпании получили возможность приобрести дополнительные активы, кроме того становится возможным формирование локальных медиахолдингов, объединяющих печатные (газеты, журналы) и электронные СМИ (радио, эфирное и кабельное телевидение).

За это решение Пауэлл-младший подвергся резкой критике. Ему припомнили и папу, и республиканство, он считается восходящей звездой партии, и в ангажированности обвинили. Дескать, от решения выиграют прежде всего близкие республиканцам крупные медиагруппы. Против новых правил публично высказался даже создатель CNN, симпатизирующий демократам Тед Тернер, который заявил, что они не дадут развиваться новым идеям и задушат мелкий бизнес, а будь они приняты в 1970 году, ему бы не удалось создать свою империю.

Вызов среды

Майкл Пауэлл объясняет решение комиссии как раз тем, что возможное в 1970 году невозможно сегодня, - так что правила следует привести в соответствие с новыми реалиями. Когда писались старые правила, на рынке было место лишь для дюжины радиостанций в AM-диапазоне и для дюжины телеканалов. В городах имелась одна утренняя газета и иногда - одна вечерняя. Сегодня, с развитием технологий, произошел настоящий взрыв новых СМИ - в каждой американской деревушке есть кабельное или спутниковое ТВ и Интернет. Отрасли необходим новый импульс развития: в последнее время кабельные каналы, которые FCC не обязывает служить "общественным интересам", имеют в прайм-тайм более высокие рейтинги, чем эфирные сети.

Решение FCC вполне укладывается в логику происходящей последние лет двадцать активной либерализации на американском рынке: компаниям постепенно разрешают владеть все большим числом станций. Как рассказал "Эксперту" профессор университета Фордхэм Эверетт Деннис, решение FCC было принято с подачи крупных игроков медиарынка и во многом продиктовано нынешним состоянием отрасли. Но есть у него и политическая составляющая. "Хотя, конечно, политика FCC, в которой три республиканца проголосовали 'за', а два демократа 'против' и которая верит в либерализацию, вполне соответствует позиции администрации Буша", - добавил г-н Деннис.

Разговоры о давлении крупных медиакомпаний, которые ведут противники новых правил, уже стали притчей во языцех. Якобы с принятием "правил Пауэлла" гиганты сразу же бросятся на остатки независимых СМИ, и про объективность прессы можно будет забыть. Критики, конечно же, не преминули лишний раз куснуть Руперта Мердока. Говорили, что в обмен на лояльность (мердоковская Fox открыто поддержала антииракскую операцию) он получит неявные преференции и политическу

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама