Все дороги плохие

Мария Кравцова
9 июня 2003, 00:00

- Я не знаю, можно ли назвать то, что происходит сейчас в отношениях между Россией и Америкой, потеплением, - сказал в беседе с корреспондентом "Эксперта" Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады. - Все мысли о том, что у нас будет некое равноправное партнерство с Соединенными Штатами, основанное на контроле над стратегическими вооружениями, представляются мне наивными. Америка лишь давит на Россию и не дает ей ничего взамен. США с треском выгнали нас из Ирака. Совершенно очевидно, что обратно туда они нас не пустят и долги не отдадут. А теперь они предлагают еще и убраться из Ирана.

Готова ли Россия пойти на подобное полное и безоговорочное подчинение Соединенным Штатам? Вряд ли. Если президент будет пытаться удерживать страну на позициях младшего партнера Америки, это вызовет бунт самых разных политических сил России.

Охлаждение между Америкой и Европой не решает наши проблемы, а, наоборот, создает их. Оно ставит Россию в положение, когда мы должны думать, к кому нам примкнуть. Если бы мы ни в коей мере не зависели от Штатов, то наверняка было бы правильно плюнуть на них и начинать развивать отношения с европейцами. Экономически мы более близки.

Но у нас есть исламский мир - и внутри, и снаружи. Это угроза целостности страны. В борьбе с исламским экстремизмом Европа нам не поможет. А вот с Америкой, возможно, нам удастся найти какие-то общие точки соприкосновения.

Оказавшись в столь сложной ситуации, Россия мечется между двумя полюсами - Европой и Америкой. В вопросе Ирака Россия сделала свой выбор, но он оказался неверным. Мы лишь испытали унижение вместе с немцами и французами, так как американцы просто плюнули на эту коалицию, а также лишились своих позиций в Ираке. В то же время мы не пошли на создание серьезной коалиции с Германией и Францией. Дрогнули, при первом же окрике побежав за Америкой. А ведь российско-франко-германский союз мог бы стать прообразом группировки стран, которым не все нравится, что делают Соединенные Штаты, группировки, которая могла бы взять на себя роль противовеса в мире.