Бессмысленный спор

Экономика и финансы
Москва, 09.06.2003
«Эксперт» №21 (375)
Налоговая реформа де-факто опять откладывается. Вместо снижения налогов на факторы производства - труд и капитал депутаты и правительство спорят о несущественных оборотных налогах

Тридцатого мая президент РФ Владимир Путин направил в Госдуму, Совет Федерации и правительство бюджетное послание Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2004 году". Концепция бюджета в целом не изменилась. Несмотря на заявленную президентом амбициозную цель удвоить за десять лет ВВП, т. е. ежегодно обеспечивать не менее 7% экономического роста, действенных инструментов этого роста в бюджетном послании не просматривается. Речь идет о незначительном снижении налогового бремени на сектор услуг, ограничении непроцентных расходов, наращивании стабилизационного фонда.

Из пустого в порожнее

Споры вокруг намеченных на 1 января 2004 года налоговых новациях не утихают уже почти месяц. Основные нарекания парламентариев вызывают предложение Белого дома снизить базовую ставку НДС с нынешних 20 до 18% при отмене налога с продаж, а также идея повысить ставку налога на имущество с 2 до 2,6%. По данным парламента, в результате бюджет недополучит 185 млрд, что не позволит в полном объеме профинансировать запланированные госрасходы.

Депутаты внесли на рассмотрение ряд законодательных инициатив, некоторые из которых являются альтернативой правительственным законопроектам, а другие предлагают дополнительные меры в области налоговой реформы. Так, в качестве альтернативы правительственным рассматриваются два законопроекта, касающиеся реформирования налога на добавленную стоимость и на имущество. Одновременно предлагается отменить решение о прекращении действия с 1 января 2004 года налога с продаж. Так, депутаты во главе с Георгием Боосом предлагают сохранить 5-процентный НСП при условии более существенного (до 16%) снижения НДС, а налог на имущество увеличить не на правительственные 0,6%, а на 0,2%.

Таким образом, в конфликте интересов теперь по одну сторону стоит правительство, которое поддерживают президент и торговые компании, заинтересованные в отмене налога с продаж, по другую сторону - депутаты, которых поддерживают региональные власти, не желающие расставаться со своим налогом, а также представители крупного и среднего бизнеса, занимающиеся производством и заинтересованные в более существенном, нежели 2%, снижении НДС.

Против неравенства

Аргументы сторонников правительственного варианта реформирования налоговой системы просты. Налог с продаж сложно поддается администрированию и контролю за исполнением его уплаты, а также ставит в неравные условия честных и нечестных продавцов-налогоплательщиков. "Доходы от налога с продаж крайне неравномерно распределены между бюджетами субъектов федерации. В прошлом году из общей суммы налога с продаж около тридцати шести процентов поступило в бюджет города Москвы, более десяти процентов - в бюджет Московской области и восемь - в бюджет Санкт-Петербурга. Максимальные поступления налога с продаж в расчете на душу населения превышают минимальные более чем в восемьдесят раз. Посему декларируемые правительством намерения по снижению уровня налоговой нагрузки эффективнее реализовывать за счет отмены налога с продаж, чем за сч

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама