Рост важнее профицита

Тема недели
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)

Налог - дозволенная форма грабежа. Эта максима Фомы Аквинского как нельзя более подходит к России. Наше налоговое бремя остается непосильным для законопослушных плательщиков, поэтому уклонение от налогов фактически неизбежно. Чтобы выжить, нужно уклоняться. Извратилась сама логика власти: "Вы не платите налоги, поэтому они такие".

Реформаторы первой волны налоговое бремя снижать не собирались. Команда Гайдара рассматривала налоги как мощнейший оперативный, да еще и антиинфляционный регулятор экономики (и то и другое - очевидный нонсенс).

Усилия нынешнего кабинета, предпринимаемые в налоговой сфере, вроде бы имеют своей стратегической целью поддержку отечественных производителей, но на деле пока что принесли мало пользы.

Один из камней преткновения - остающийся запредельным единый социальный налог. И вот депутаты выдвигают инициативу решительного снижения ЕСН уже с 2004 года. Однако правительство желает ограничиться символическим сокращением НДС и отменой налога с продаж (что мало пригодно для стимулирования экономического роста), а реформирование ЕСН намерено передать по наследству следующему кабинету.

Однако перенос сроков введения пониженной ставки ЕСН на 2005 год - стратегическая ошибка. Именно сейчас, при благоприятной конъюнктуре на внешних рынках и достаточно высоких ценах на нефть, у государства есть достаточные финансовые резервы, позволяющие нивелировать риски при переходе на новую систему. Да и у Пенсионного фонда большие остатки, и непонятно, почему он должен накапливать деньги и дальше.

Решительное снижение ЕСН заставит задуматься и о реформе всей социальной сферы, в частности рынка медицинских услуг. Сокращение поступлений по единому соцналогу оставит в обязательном страховании лишь основные, жизненно необходимые услуги. В дальнейшем можно будет перейти к паритетному финансированию социального и медицинского страхования, разделив ответственность между работодателем и работником. Это нормальный рыночный принцип: человек отвечает за себя сам и операторов услуг выбирает сам.

Мы считаем, что нужно снизить налоги, прежде всего ЕСН, уже с 2004 года, причем без всякой увязки с целенаправленным сокращением госрасходов - трепетная забота правительства о сохранении любой ценой профицита бюджета представляется нам совершенно излишней. В нашей ситуации управляемый бюджетный дефицит в размере 2-3% ВВП имеет гораздо больше плюсов, чем минусов.

В последние годы профицит бюджета тратится на погашение государственных долгов, хотя в сокращении абсолютного размера обязательств объективно нет никакой необходимости. Государственный долг - такой же инструмент макроэкономического регулирования, как и налоги или денежное предложение, и отказ от использования этого инструмента вряд ли можно назвать оптимальной политикой. Вероятность долгового кризиса определяется размером не абсолютной, а относительной долговой нагрузки, например, соотношением долга и ВВП - этот показатель у России в последние годы стремительно снижается.

Бюджетный профицит и созданный на ег

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама