Естественное продолжение Франции

Политика
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)
В скором будущем Евросоюз может превратиться в унитарное бюрократическое государство, созданное по французскому шаблону

На западных границах России с фантастической быстротой возникает новая супердержава. Модель ее поведения может существенно отличаться от того, что привыкла ожидать от своих европейских соседей наша страна. Что будет представлять собой в ближайшем будущем единая Европа? Насколько быстро и по какой схеме будет происходить ее объединение и кто встанет у руля новой сверхдержавы? На эти и другие вопросы "Эксперту" ответил влиятельный политолог, один из известнейших специалистов по европейской интеграции, автор книги "Демократия в Европе", ставшей событием в европейской политологии, профессор Оксфордского университета Ларри Зидентоп.

- После войны в Ираке страны, входившие в треугольник Франция-Германия-Великобритания, который был двигателем европейской интеграции, разделились во взглядах. Как вы считаете, повлияет ли это на процесс дальнейшего объединения Европы?

- Важность влияния войны в Ираке очень легко переоценить. Я думаю, что в Европе был раскол по этому вопросу, но причины его намного старше, чем иракская кампания, - просто нужен был веский повод, чтобы этот раскол проявился. Он вызван тем, что внутри ЕС существуют два различных видения объединенной Европы. Одно из них, унитаристское, является преимущественно французским видением и подразумевает, что объединенная Европа должна обрести некоторые качества национального государства: иметь единую внешнюю политику, определенные вооруженные силы и совершать действия, на которые способно только единое национальное государство. Другое видение, неолиберальное, с точки зрения французов, являющееся англо-американским, представляет объединенную Европу в виде своеобразной коммерческой ассоциации, в которой интеграция происходит медленно и двигается в сторону федерализма.

Будущее ЕС зависит от того, какую модель развития он выберет и как быстро будет осуществлять эту интеграцию.

- А какие вообще в Европе существуют модели управления, которые могли бы стать общеевропейскими?

- Строго говоря, сейчас мы видим три модели государственного устройства, которые могли бы претендовать на реализацию в европейском проекте: французская, британская и германская.

Французская модель - это бюрократическое централизованное управление, берущее свое начало в континентальной монархии семнадцатого века. Президентская республика, существующая сейчас во Франции, как нельзя лучше показывает, что присущая монархии концентрация власти до сих пор имеет место. Власть государя, или, в современной версии, президента, незначительно ограниченная правовыми нормами и парламентом, все еще успешно воспроизводится французской исполнительной властью и находящейся в ее распоряжении мощной бюрократической машиной.

Людовик XIV, 1638-1715
В царствование Короля-Солнца во Франции сформировалась централизованная политическая модель управления, определившая государственный облик Франции на последующие три столетия.

Другая модель - германская, которая в некотором смысле прямо противоположна французской. Конституция ФРГ, сформированная под влиянием а

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама