Театр азиатской сборки

Культура
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)
Вот уже сто лет европейцы пытаются перенять восточный театральный опыт. Однако азиатский театр по-прежнему остается уникальным явлением на мировой сцене. Почти все фавориты фестиваля им. Чехова приехали в Москву с Востока

В этом году на театральном фестивале им. Чехова повторяется ситуация, давно знакомая завсегдатаям всех мировых кинофестивалей. Пришельцы с Востока решительно оттесняют западных фаворитов и завоевывают если не официальные награды - их на фестивале им. Чехова, как известно, не вручают, - то зрительские сердца. Западная часть программы выглядит представительно, но скучновато: наперед известно, что Жак Лассаль и Деклан Доннеллан покажут нам образцово-показательные фестивальные спектакли - культурные, интеллигентные, нудноватые. Этот рутинный фон заведомо выгоден для постановщиков из Японии, Кореи, Тайваня. Экзотическая фактура их спектаклей тешит любопытство западного зрителя. А раскованная агрессия, с которой они обживают фестивальное пространство, придает их работам тот драйв, которого начисто лишены постановки европейских мэтров.

Среди восточных спектаклей в программе Чеховского фестиваля есть традиционные постановки театров Но, Кабуки и китайской оперы, выполненные с соблюдением древнейших театральных технологий. Есть спектакли - вроде "Сирано де Бержерака" Тадаши Сузуки и "Cookin`" Сеунг Ван Сонга, - похожие на кухню fusion: восточные традиции здесь смело смешаны с приемами европейского театра. Есть совсем запредельные экспериментальные постановки - например, "Жан Жуан" Физического театра "Экми" (Тайвань). И на всех этих спектаклях столичная публика набивает полные залы, сидит не дыша и внимательно вслушивается в гортанные выкрики актеров и странную, с непривычки режущую слух музыку.

Почему же Тадаши Сузуки и Сеунг Ван Сонг обходят Доннеллана и Лассаля с тем же успехом, с каким Sony обгоняет по продажам Philips? Чем так хороши спектакли "азиатской сборки"? И чему могут западные режиссеры научиться у своих восточных конкурентов?

Ноу-хау: психология

Западный театр уже целый век учится у восточного. Началось это тогда, когда Станиславский заимствовал для своей системы приемы медитации, которые веками использовались в восточных монастырях и театрах: с их помощью актеры и монахи настраивали себя на нужный лад перед спектаклем или ритуалом. Входили, так сказать, в образ. Впоследствии эта усиленная работа над собой привела к тому, что некоторые экспериментальные западные театры стали "храмом" в прямом смысле слова: актеры поступали в труппу, как в монастырь, предавались там аскезе и занимались духовными практиками, хранившимися в строжайшей тайне. Так было, например, в Центре Ежи Гротовского, который знаменитый режиссер на склоне дней организовал в Италии, в местечке Понтедеро. Про актеров, прошедших школу Гротовского, рассказывали такие же чудеса, что и про монахов Шаолиня: говорят, они могли передавать мысли на расстоянии и даже летать по воздуху.

Традициям Гротовского наследует театр Анатолия Васильева, который совершенно не случайно называется "Школа драматического искусства". Это именно школа, на манер монастыря, где актеров обучают специальным психотехникам с тем, чтобы они, выйдя на сцену, могли увлечь зрителя за собой прямиком в астрал. В рамка

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама