Простые уравнения Трубицына

Наука и технологии
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)
Отчего континенты плавают, почему сталкиваются и зачем расходятся - объясняет новая теория русского геофизика

В середине мая 2003 года в солидном британском журнале Nature была опубликована сравнительно небольшая "статья-манифест" профессора Калифорнийского технологического института (Caltech, Пасадена) Дэвида Стивенсона "Миссия к ядру Земли - скромное предложение". Для проведения химических и физических анализов "внутренностей" нашей планеты профессор задумал создать специальный жаропрочный зонд, оснащенный разнообразными сенсорами. Зонд должен проталкиваться в глубины Земли при помощи мощного клина из расплавленного жидкого железа. Экстравагантная идея американского планетолога возбудила как коллег по профессии, так и любителей "научпопа". Разумеется, серьезные аналитики прокомментировали эту публикацию с изрядной долей сарказма: мысль, конечно, интересная, но, во-первых, для ее осуществления необходимо затратить огромные по сегодняшним меркам средства - и финансовые, и технические. Одного только железа потребуется примерно один миллион тонн, а мощность взрыва, чтобы создать глубокую расщелину, в которую предстоит влить железный расплав с инкорпорированным зондом, эквивалентна нескольким мегатоннам тротила, или энергии землетрясения силой в семь баллов по шкале Рихтера. А во-вторых, проект Стивенсона, по сути, пока что выглядит как упражнение в прикладной научной футурологии и требует куда более детального ТЭО.

Между тем в "скромном предложении" есть вполне очевидный научный пафос. объем накопленных человечеством к началу XXI века знаний о Вселенной намного превышает количество достоверной информации о том, что находится у нас под ногами. Любознательные homo sapiens при помощи установленного на космических аппаратах оборудования уже обзавелись картинками границ Солнечной системы. Самые далекие зонды ушли от Земли на расстояние в 40 астрономических единиц, или примерно 6 млрд км, тогда как максимальная глубина физического проникновения приборов внутрь родной планеты в экспериментальной буровой скважине на Кольском полуострове - 12262 м (напомним, что экваториальный радиус Земли составляет 6378 км). И дело даже не в том, что земные ученые все еще не изобрели эффективную методику сверхглубокого бурения. В конце концов, для обнаружения и классификации различных космических объектов, удаленных от нас на несколько миллиардов световых лет, тоже используются косвенные измерительные данные, а не съемки с их непосредственного местоположения. И хотя за последние десятилетия геологи, геофизики и химики много продвинулись в изучении внутреннего строения нашей планеты и глубинных процессов, происходящих в ее литосфере, мантии и коре, все эти новые знания до сих пор не могут преобразоваться во внятную синтетическую теорию Земли. Модель "плавающих континентов", недавно описанная российским ученым-геофизиком Валерием Трубицыным, может претендовать на роль такой теории.

Революция шестидесятых