Казалось, что на прошлой неделе придет конец затянувшейся агонии ТВС, надоевшей и самим журналистам, и акционерам, не говоря уже о телезрителях и о тех, кому эту историю регулярно приходится описывать. Появилась информация, что Олег Дерипаска приобретает акции у совладельцев ТВС - Олега Киселева ("Медиасоциум"), Игоря Линщица (концерн "Нефтяной") и Анатолия Чубайса (РАО "ЕЭС России") - и фактически становится владельцем многострадального телеканала. Хотя о сделке СМИ говорили как о свершившемся факте, на момент сдачи этой статьи покупка все еще не состоялась: вроде бы акционеры не могли договориться о цене.
А стоит ли овчинка выделки? Ведь акционеры в данный момент борются за канал, у которого рейтинги ниже некуда, десятки миллионов долларов долгов, а к июлю нечего будет показывать.
В истории с ТВС наверняка можно утверждать одно: группа крупных предпринимателей, заявивших в свое время о намерении совместными усилиями спасти ТВС, сделать этого не смогла.
Ошибки, грубые и нелепые, были с самого начала. Взять хотя бы саму схему владения - учетверенный вариант лебедя, рака и щуки (акциями должны были владеть 12 бизнесменов + 10% принадлежало творческому коллективу). Как сказала "Эксперту" Татьяна Блинова, пресс-секретарь ТВС, "у акционеров изначально было разное видение концепции канала. Это стало особенно ясно, когда остались две разнонаправленные группы акционеров. Группа Дерипаски рассматривала ТВС не только как общественно-политический проект, но в существенной мере и как бизнес-проект. Она полагала, что нельзя расходовать один рубль, зарабатывать двадцать копеек и не нести ответственности по образующейся задолженности. А Анатолий Чубайс, напротив, официально заявлял, что никогда не считал ТВС бизнес-проектом, а считал его необходимым для сохранения демократических свобод в России". Такая разница в подходах отразилась и на финансировании. Известно, что "группа" Дерипаски в определенной части покрывала убытки канала. Кроме того, эта часть акционеров готова была к долгосрочным инвестициям в проект, чтобы превратить его из убыточного в рентабельный. Другая группа акционеров от финансирования воздерживалась.
Приходится признать, что с деловой точки зрения схема владения ТВС весьма странная. "В мировой практике традиционная модель владения - 'один хозяин - одна лицензия', и этот один хозяин берет займ, если ему не хватает денег", - сказал "Эксперту" Андрей Рихтер, директор Института проблем информационного права. Представители акционеров о схеме владения ТВС, не стесняясь, говорят, дескать, она была навязана "сверху". Если принять эту политическую логику, то система собственности со множеством сдержек и противовесов
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы