О не нуждающихся в доверии

Разное
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)

В среду Дума будет вотировать - точнее, будет отказываться вотировать - недоверие кабинету Касьянова. Правительство уцелеет. Содержательные (то есть не предвыборные) причины не трогать правительство именно сейчас - есть. Например, если в среду отправить кабинет в отставку, то непонятно, как быть с бюджетным процессом. Но такого рода двухходовые соображения не волнуют решительно никого. Правительство уцелеет ровно потому же, почему затеяна попытка его свалить: именно так, при сохраняющемся, но сотрясаемом правительстве, все заинтересованные лица имеют наибольшие возможности для маневров по части кресел в будущем кабинете.

Неизбежный провал вотума недоверия не отменит очевидного факта: правительству не доверяет никто. Отдадим должное кабинету: он из-за таких пустяков не тужит. Посмотрите, как он пропихивал через Думу очередной налоговый пакет - невозможно яснее показать, насколько правительство и не нуждается в чьем бы то ни было доверии. Ни по одной из принципиальных частей пакета не предъявлено никаких здравых обоснований; любые возражения игнорируются. Не верите нам? Черт с вами, не верьте: вам велят - вы проголосуете.

Наше правительство ведь не хочет никакой налоговой реформы, считая, что уже сделало более чем достаточно. Что там лепечет бизнес, наши макроэкономисты никогда особенно не слушали, но начальник невесть с чего требует продолжать реформу - что ж, нате.

Предложения на будущий год поданы подчеркнуто формально: не "сделаем то-то для таких-то целей", а "снизим налоговую нагрузку на один процент ВВП" (цифра, впрочем, менялась: то два, то один и семь, то опять один; причины таких флуктуаций ни разу не обнародовались). И без капризов: мол, хотим на эту сумму не того, а этого - жрите что дают.

Главное блюдо - отмена налога с продаж. Отмена никак не срочная: налог этот если и мешает кому, то только торговле (и то не всей), а торговля у нас - далеко не самый бедствующий сектор. Вреда от отмены будет много: вылетает в среднем одна десятая дохода региональных бюджетов и три пятых дохода бюджетов местных. Никаких резонов в пользу отмены, кроме того, что она еще два года назад задана законом. Вы же все равно каждый месяц шумно меняете что-либо в своих налоговых планах - отодвиньте отмену налога с продаж хотя бы до того времени, как найдете, чем его заменить в доходе бюджетов низших уровней! Ничего подобного. Отменим сейчас, а чем заменить - скажем вам при втором чтении. (Что-нибудь скажут. А что от замен налоговая нагрузка вновь возрастет и самоназначенная цель в процент ВВП окажется не достигнутой, уже никто не вспомнит.)

Долив до черты - снижение на два процента ставки НДС. Что это снижение ничего не решает - плевать; зато удобно и до нужной суммы добирает. Говорите, гораздо срочнее снижать ЕСН? Что ж; возможно, и снизим. Только не с этого года, а с 2005-го (то есть заведомо вне пределов полномочий нынешнего правительства) и в связи с реформой обязательного мед- и соцстрахования (то есть при условии, что мы за два-три месяца будущего года - межд

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама