В среду Дума будет вотировать - точнее, будет отказываться вотировать - недоверие кабинету Касьянова. Правительство уцелеет. Содержательные (то есть не предвыборные) причины не трогать правительство именно сейчас - есть. Например, если в среду отправить кабинет в отставку, то непонятно, как быть с бюджетным процессом. Но такого рода двухходовые соображения не волнуют решительно никого. Правительство уцелеет ровно потому же, почему затеяна попытка его свалить: именно так, при сохраняющемся, но сотрясаемом правительстве, все заинтересованные лица имеют наибольшие возможности для маневров по части кресел в будущем кабинете.
Неизбежный провал вотума недоверия не отменит очевидного факта: правительству не доверяет никто. Отдадим должное кабинету: он из-за таких пустяков не тужит. Посмотрите, как он пропихивал через Думу очередной налоговый пакет - невозможно яснее показать, насколько правительство и не нуждается в чьем бы то ни было доверии. Ни по одной из принципиальных частей пакета не предъявлено никаких здравых обоснований; любые возражения игнорируются. Не верите нам? Черт с вами, не верьте: вам велят - вы проголосуете.
Наше правительство ведь не хочет никакой налоговой реформы, считая, что уже сделало более чем достаточно. Что там лепечет бизнес, наши макроэкономисты никогда особенно не слушали, но начальник невесть с чего требует продолжать реформу - что ж, нате.
Предложения на будущий год поданы подчеркнуто формально: не "сделаем то-то для таких-то целей", а "снизим налоговую нагрузку на один процент ВВП" (цифра, впрочем, менялась: то два, то один и семь, то опять один; причины таких флуктуаций ни разу не обнародовались). И без капризов: мол, хотим на эту сумму не того, а этого - жрите что дают.
Главное блюдо - отмена налога с продаж. Отмена никак не срочная: налог этот если и мешает кому, то только торговле (и то не всей), а торговля у нас - далеко не самый бедствующий сектор. Вреда от отмены будет много: вылетает в среднем одна десятая дохода региональных бюджетов и три пятых дохода бюджетов местных. Никаких резонов в пользу отмены, кроме того, что она еще два года назад задана законом. Вы же все равно каждый месяц шумно меняете что-либо в своих налоговых планах - отодвиньте отмену налога с продаж хотя бы до того времени, как найдете, чем его заменить в доходе бюджетов низших уровней! Ничего подобного. Отменим сейчас, а чем заменить - скажем вам при втором чтении. (Что-нибудь скажут. А что от замен налоговая нагрузка вновь возрастет и самоназначенная цель в процент ВВП окажется не достигнутой, уже никто не вспомнит.)
Долив до черты - снижение на два процента ставки НДС. Что это снижение ничего не решает - плевать; зато удобно и до нужной суммы добирает. Говорите, гораздо срочнее снижать ЕСН? Что ж; возможно, и снизим. Только не с этого года, а с 2005-го (то есть заведомо вне пределов полномочий нынешнего правительства) и в связи с реформой обязательного мед- и соцстрахования (то есть при условии, что мы за два-три месяца будущего года - между выборами и принятием бюджета - сделаем то, чего не можем сделать уже несколько лет).
При этом никто, разумеется, и виду не подает, что речь идет далеко не обо всем спектре изъятий из экономики; что снижение налоговой нагрузки на один процент ВВП обещается в условиях, когда объем взяток превосходит десять его процентов (опять приходится опираться на крайне осторожную оценку Г. А. Сатарова - что делать, других пока нет).
Все это настолько неприлично, что выражение недовольства кабинетом становится для публичных фигур чем-то вроде рефлекторной судороги самоуважения. Многие при этом вполне разумно оговариваются, что дело не в персоналиях. И правда: кто пять лет назад предполагал, что М. М. Касьянов станет премьером? Да и жестоковыйных столпов Минфина А. Л. Кудрина и А. В. Улюкаева многие еще помнят в совсем иных ролях. Однако стоило им возглавить правительство и его финансовый блок, как они чудеснейшим образом подошли для олицетворения нужд правящего Россией чиновничества и его разудалого порождения - олигархов. Так что можно не сомневаться: поставь на их место кого угодно из критиков кабинета, скоро и они "сработаются" с отлаженными чиновничьими шестеренками.
Странно говорить, что кабинет Касьянова "не представляет интересов политического класса". Представляет. Еще страннее призывать элиту консолидироваться и хором апеллировать "к президенту как главе политического класса". Сомнительный совет. Это еще надо очень подумать, кто на деле в России является политическим классом: то ли, как считает автор процитированных слов И. М. Хакамада, люди, кем-то почему-то куда-то выбранные и хоть убей не способные на согласованное поведение, - то ли чиновничество, без лишнего шума сохраняющее и идентичность, и власть над страной при любых встрясках - хоть семнадцатого, хоть девяносто первого года.
Комментаторы говорят о кризисе политической модели, имея в виду не опирающееся на Думу правительство. Кризис-то налицо, но выводы из этого наблюдения можно сделать разные. Делать правительство большинства - ошибка. Даже сами думцы, кто поумнее, признают, что повысить уровень ответственности в наших партиях - дело небыстрое (а пока оно будет делаться, добавлю от себя, коррупция доест страну). Мне кажется, правильный вывод из слов о кризисе выглядит иначе. Кабинет должен по-прежнему опираться не на Думу, а на президента, но опираться иначе - если угодно, всем весом. Совершенно не важно, будет ли президент формально возглавлять кабинет, но он должен лично ставить кабинету конкретные задачи - и всей массой своего авторитета пресекать отклонения от этих задач. По пути нужно будет - что поделаешь? - сломить и коррупцию (не вообще коррупцию, это невозможно; коррупцию как стержень государственного устройства). Если задачи будут поставлены достаточно масштабные и воля проявлена достаточно ясная, то благополучный исход вполне возможен. Во всяком случае, потенциал для него в стране пока есть.