Все проблемы ЖКХ

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
23 июня 2003, 00:00

Если завтра ваша фирма, не получив плату за воду, перекроет ее, а мэр или депутаты организуют PR-кампанию против злодеев-капиталистов, что вы будете делать?

Неудачный опыт Перми, где попытались передать водопровод в частные руки, - не случайность, а следствие общей запущенности всего российского жилищно-коммунального хозяйства. А какие проблемы у ЖКХ? Всякие. Экономические. Юридические. Социальные. Политические.

Экономические заключаются в том, что у ЖКХ нет собственных средств на развитие, а кредиты недоступны. Во-первых, потому что дорогие, во-вторых, потому что у большинства муниципалитетов нет под эти кредиты обеспечения. Остается только привлечение богатых компаний, обладающих такими средствами или возможностями привлечения кредитов, с передачей ЖКХ в собственность или в аренду этим компаниям. Подходящими кандидатами в России являются лишь сырьевые или энергетические монополисты. Но почему у сырьевиков и энергетиков такой интерес к ЖКХ? Потому что при всей запущенности в данном секторе экономики вращаются крупные суммы - это и деньги, которые население платит за услуги ЖКХ, и субсидии государства. Да и мировой опыт показывает, что жилищно-коммунальное хозяйство - весьма прибыльная отрасль. Не случайно в ней работают транснациональные компании типа той же Suez. Конечно, в России средства надо еще суметь добыть. Потому что их, во-первых, разворовывают, во-вторых, зачастую вынуждены бросать на другие нужды, например на зарплаты бюджетникам. Но опыт того же РАО ЕЭС убедил: при соответствующей жесткости менеджмента деньги выколачивать можно.

Почему же тогда в Россию не идут транснациональные компании? Потому что в условиях обозначенной неопределенности со средствами иностранной компании вступать в конфликты с населением и отключать водопровод явно не с руки, но главное, потому что тех денег, которые складываются из тарифов и субсидий, на развитие отрасли недостаточно. Тут все - и крайне низкое качество исходного строительства, и запущенность, и моральная и физическая изношенность. Опять же, иностранной компании требовать повышения тарифов с нищего населения для решения этих проблем вряд ли политически корректно. Все это достанется нашим доморощенным "энтузиастам", которые решат проблемы и откроют путь иностранным инвесторам, - так обстоит дело, скажем, в той же энергетике. И создание "Российских коммунальных систем" РАО ЕЭСи другими компаниями - первый шаг на этом пути. А пермский опыт говорит о том, что региональные власти поняли: масштаб проблем требует прямого участия частного бизнеса в их решении.

Но собственно экономическими трудности ЖКХ не исчерпываются. Вторая группа проблем, не менее принципиальных, - юридические. Это только кажется, что все ясно с тем, кому принадлежит, скажем, тот же водопровод. На стыках городского водопровода и внутренних сетей промышленных предприятий и жилья масса юридических лакун - это и особенности функционирования предприятий ЖКХ, и вопрос об их социальной ответственности, и об их банкротстве и проч., и проч. Сложности начнутся, как только перед владельцами компаний и жилья окажется не муниципалитет или ГУП, с которых ничего не возьмешь, а такое же коммерческое предприятие, как и они сами. Все это, скорее всего, ужесточит требования к компаниям, работающим в данной сфере. И вероятно, только крупные предприятия, способные подкрепить свои амбиции серьезными финансовыми активами, смогут работать в ЖКХ.

Третья группа проблем - социальные. Судьба Наздратенко, пострадавшего за то, что заморозил свой регион, - наука всем. И в первую очередь тем предпринимателям, которые входят в ЖКХ. Если завтра ваша фирма, не получившая плату за воду, перекроет ее, а мэр или депутаты выведут людей на улицу или организуют PR-кампанию против злодеев-капиталистов, грабящих народ, что вы будете делать?

Наконец, есть проблемы чисто политические. Как известно, чтобы произошла революция, нужна революционная ситуация, когда "верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому". В России большая часть революций совершается сверху. И ЖКХ здесь не исключение. В ЖКХ верхи уже не могут управлять по-старому и хотят совершить революцию - приватизировать или, по крайней мере, передать в управление частным компаниям все хозяйство. Но даже революции сверху нуждаются в поддержке снизу, тем более в сфере, которая затрагивает интересы практически всех. Один из коренных пороков российской власти с самого начала реформ - полный отказ от публичности. И, как у всякого порока, у него очень естественные основания. Так легче и проще было пилить бывшую государственную собственность. Но рано или поздно граждане захотят узнать, что делается в их ЖКХ. И тогда проблема тарифов окажется в центре политических кампаний и выборов, по крайней мере на муниципальном и региональном уровне. И тем, кто заключает договоры об аренде водопроводов на 49 лет, об этом тоже надо думать.