Соперники дюпонов

Спецвыпуск
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
Отрасль по производству краски избежала коллапса только благодаря тому, что в нее пришел частный капитал. Но для того, чтобы противостоять давлению импорта и прямому вторжению мировых лидеров, этого капитала может оказаться недостаточно

Промышленность лакокрасочных материалов (ЛКМ) относится к тем отраслям, которые производят розничный продукт. То есть продукт, который каждый человек может купить в магазине. Близость к конечному потребителю означает максимальную добавленную стоимость, равно как и высокие потребительские стандарты качества. Уже один этот факт мог бы стать могильщиком отечественных производителей на рынке краски, как это произошло, например, с бытовой химией, сигаретами или пивом. Но российская краска чудом выжила. Сначала ее агонию приостановил дефолт 1998 года, а потом за производство ЛКМ взялся частный капитал, вложивший в них несколько десятков миллионов долларов. Отрасль получила шанс на возрождение. Но конкуренция со стороны мировых лидеров - крупнейших химических корпораций - столь высока, что противостоять ей не удастся вовсе либо удастся лишь тем, кто сумеет найти инвестиционные ресурсы не только на модернизацию производства, но и на наукоемкие разработки и строительство новых заводов.

Падение было предопределено

В доперестроечные времена промышленность лакокрасочных материалов была мощной отраслью, ежегодно выпускавшей более 2 млн тонн краски. В то же время в ней были заложены все недостатки плановой системы. Производство было монополизировано крупными предприятиями - на весь СССР действовало десять заводов. Качество продукции, не имевшей стратегического значения, значительно уступало зарубежным аналогам. Никаких наукоемких разработок для массового производства в ней практически не велось, а строящиеся заводы комплектовались в основном импортным оборудованием. Наконец, в структуре потребления ЛКМ наблюдался нетипичный для других стран перекос: промышленный сектор закупал 85% производимой продукции. Больше всего краски потребляли строительный сектор и автомобилестроение. Нетрудно догадаться, что резкое сокращение объемов жилищного строительства, падение производства автомобилей и массовый импорт почти насмерть подкосили отечественную лакокрасочную отрасль. К 1996-1998 годам объемы потребления ЛКМ уменьшились втрое (см. график 3).

Правда, потом ситуация стала постепенно улучшаться. Спрос со стороны населения оказался более стабилен, в результате исчез перекос в сторону промышленных потребителей. Например, в 90-е годы значительно возросла роль частных застройщиков - доля возводимых ими жилых помещений увеличилась с 6,8% в конце 80-х до 42,9% в 1999 году. Мелкотарное производство ЛКМ для потребительского рынка (называемого еще подсегментом "сделай сам"), где товар оплачивался живыми деньгами, стало для лакокрасочников основным способом выживания. Но и оно из-за неразвитости дистрибуторских сетей и жесткой конкуренции обеспечивало отечественным предприятиям лишь минимальную рентабельность. К 1997 году импорт лакокрасочных покрытий вырос до 166 тыс. тонн, заняв четверть российского рынка в натуральном выражении и около половины по стоимости. Наращиванию импорта благоприятствовали крайне низкие таможенные пошлины на ЛКМ.

В результате отечественные производители

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама