Бесцветная страна

Спецвыпуск
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
Российские лакокрасочники могут успешно конкурировать с мировыми гигантами только в том случае, если встроятся в их систему кооперации. Так считает Яков Якушев, председатель совета директоров группы "Спектр", контролирующей бизнес ярославского лакокрасочного завода "Русские краски"

- Говорят, что лакокрасочная отрасль России в своем развитии отстает от мировых лидеров лет на тридцать.

- Это правда. Если мы говорим про науку, то это так. У нас никогда не было собственной серьезной науки в лакокрасочной сфере. Никогда в России не велось и никаких передовых разработок в этой отрасли. Обратите внимание на оборудование на наших лакокрасочных заводах - вы увидите только иностранные лейблы. Серьезного отечественного оборудования для производства краски в природе не существует! А раз нет оборудования, значит, нет и науки. Ярославский НИИ лакокрасочной промышленности и Московский проектный институт "Спектр ЛК" - все, что осталось. Так что этим остается заниматься самим. Например, у нас это научно-технический центр из ста человек, фактически свой научный институт.

- А в чем конкретно мы отстаем?

- Отстали мы безбожно в области основных лакокрасочных компонентов (это связующие и пигменты), отсюда сложности в производстве так называемых конвейерных материалов для автомобильной промышленности. Здесь в компонентах половина - иностранное сырье. В области декоративных материалов предстоит разработать линейку новых дорогих продуктов и выйти с ней на рынок. Но и тут большая часть компонентов - иностранного производства. Учитывая, что в себестоимости производства сырье составляет от шестидесяти до семидесяти процентов, импортзамещение выглядит важнейшей задачей.

- Можно ли избавиться от этой зависимости?

- Это непросто. Мировая лакокрасочная отрасль в области производства пигментов и смол сильно монополизирована. Производителей пигментов не много, и все они глобальные игроки - Ciba, BASF, Merk и еще две-три компании. Производителей конвейерных эмалей в мире тоже не много - тот же BASF, PPG, DuPont, и все. Тягаться с ними сложно.

- То есть скоро всю краску в России будут делать сами иностранцы?

- Их бизнес - пигменты и всякие там компоненты. Им выгодно, чтобы мы покупали их пигменты. А остальное - не их бизнес.

- Получается, что ваш бизнес - смешивать импортные компоненты?

- Ну нет, конечно. Еще мы варим лаки, смолы. Занимаемся производством некоторых пигментов, тары. Но самое главное в нашем бизнесе - продвижение товара.

- Тара-то вам зачем?

- А никто не умеет в стране банки для эмалей делать, приходится производить самим.

- В секторе декоративных красок сейчас разворачивается острейшая конкуренция за потребителя. Все российские производители кинулись брэндировать собственную продукцию. Почему?

- Сейчас это рынок емкостью миллиард долларов ежегодно. В советское время в натуральных показателях он был в три раза больше. Вот вам и потенциал развития. Правда, порог вхождения в отрасль очень низкий. Ста тысяч долларов хватит, чтобы начать уже что-то приличное выпускать. В лакокраске любую мощность создать - максимум полгода-год. Главное - заказ иметь.

- А рентабельность вашего бизнеса высокая?

- Рентабельность производства зависит от конкретного продукта и составляет от двух до пятнадцати процентов. Но, заметьте, покупатель в магазине платит на се

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама