Эстетика неприметности

Культура
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
В Москве прошел XXV Международный кинофестиваль. Его организаторы по-прежнему живут иллюзиями о былом величии. Однако сделать ММКФ подлинно крупным событием им мешает страх перед экспериментами

Московский кинофестиваль, впервые состоявшийся в 1935 году, - один из старейших в мире. Старше только венецианский. Впрочем, реальная история ММКФ началась лишь в 1959-м - когда он, возобновленный после двадцатилетнего перерыва, получил престижную категорию A. Это событие, когда-то радостное, сейчас, похоже, только угнетает организаторов необходимостью соответствовать былому величию. Во всем мире лишь четыре фестиваля, помимо московского, относятся к категории A: Канны, Берлин, Венеция и Торонто. Свой статус они регулярно подтверждают умением находить собственную уникальную нишу, определяя мировую киномоду на ближайший год. В Москве ограничиваются тем, что изо всех сил пытаются не упустить престижную букву - даже не задумываясь, зачем это нужно и как жалко могут выглядеть эти попытки.

На нынешнем фестивале все традиции оказались соблюдены. Здесь были и привычно нелепые VIP-гости (непременная именинница Лоллобриджида и видный знаток боевых искусств Стивен Сигал), и привычный пафос официальных мероприятий, и привычно малоинтересный конкурс. И, как всегда, предсказуемая победа скучного, напрочь лишенного хоть какой-то эстетической радикальности фильма.

Впрочем, некоторая интрига с награждением все же присутствовала. Гран-при ММКФ - "Золотой Георгий" - в последние годы вручается не за творческие достижения, а скорее за выслугу лет. Так, в позапрошлом году победителем стал Кшиштоф Занусси с фильмом "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем". В прошлом - братья Тавиани, экранизировавшие роман Толстого "Воскресенье". Картины были весьма посредственные, но никого это не смутило - победа именитого режиссера создает иллюзию крупной мировой значимости фестиваля.

Небогатый выбор

На этот раз свой фильм в конкурсную программу предоставил лишь один классик - японский патриарх Канэто Синдо. "Сова" - вполне проходная психологическая драма с вкраплениями специфического японского остроумия - вполне могла рассчитывать на приз. Только вот незадача: Синдо уже получил в Москве Гран-при совсем недавно, в 1999 году, за фильм "Жажда жизни". Еще один известный режиссер - Серен Крагх-Якобсон (в конкурсе был его фильм "Скагеррак") - на роль лауреата ММКФ тоже не подходил: представитель "Догмы", автор "Последней песни Мифуне" для нас пока что слишком радикален. Да и фильм его чересчур хулиганист - речь в нем идет о двух веселых лесбиянках, решивших подзаработать вынашиванием чужих детей.

Так что жюри пришлось выбирать из картин, созданных мало кому известными - даже у себя на родине - режиссерами. Англичанин Майк Ходжес, в 1980 году снявший "Флэша Гордона" и с тех пор канувший в забвение, привез фильм "Засну, когда умру" - бессмысленный трэш про бывалого гангстера и его изнасилованного младшенького братца. Каким образом в эту бредовую историю занесло Шарлотту Рэмплинг и Малкольма Макдауэлла, остается загадкой. Симпатичная, но крайне затянутая мелодрама "Легче верблюду..." - режиссерский дебют французской актрисы Валерии Бруно-Тедески - доказательство того, чт

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама