Домашний гипермаркет

Русский бизнес
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
Два отечественных инвестора ОАО "Седьмой континент" и ЗАО "Гиперцентр" запустили новый проект - сеть гипермаркетов "Мосмарт". Это первый отечественный брэнд в данном формате торговли

В троллейбусе пассажиры с пластиковыми пакетами из только что открывшегося гипермаркета "Мосмарт" в руках оживленно делились впечатлениями. Дама средних лет подробно докладывала по мобильному некой Рите свои сравнительные изыскания: "Здесь я купила это по..., а в 'Ашане' они стоят...". Рядом обменивались впечатлениями мать и дочь: "Здесь все-таки дольше стояли в очереди, чем в 'Ашане'. Наверное, это в день открытия". - "Да нет, здесь около сорока касс, а там - шестьдесят. Никакого сравнения". "Зато до 'Ашана' в прошлый раз мы с мужем ехали чуть ли не два часа, такие пробки на выезде, - поддержала разговор молодая женщина с ребенком. - А тут нам всего-то две остановки проехать".

Среди сетевых игроков появился первый отечественный гипермаркет, поэтому сравнивать его можно только с иностранными конкурентами.

Лобовое столкновение

Эксперты рынка розничной торговли полагают, что до сих пор московский рынок достаточно свободен, чтобы вместить не один десяток гипермаркетов: и французской компании "Ашан", и отечественной "Мосмарт" (создана на паритетных началах известным розничным оператором "Седьмой континент" и девелоперской компанией "Гиперцентр"), и заявившей недавно о своих российских планах немецкой Real (подразделение небезызвестной Metro), и "Рамсторов".

Правда, с абсолютной точностью утверждать этого никто не может. Просто нет достоверной статистики, как распределяются предпочтения покупателей между разными форматами цивилизованной торговли: гипер-, супермаркетами, магазинами "у дома", дискаунтерами, магазинами экономкласса. А потому невозможно и спрогнозировать скорость оттока потребителей с мелкооптовых рынков в сети. Имеющиеся данные можно трактовать как оптимистически, так и пессимистически. В компании "Росбизнесконсалтинг", например, основываясь на результатах проведенного исследования, считают, что до полного освоения торговыми сетями столичного рынка еще лет пять-семь. По их данным, процесс охвата столицы сетевым форматом далек от завершения, но развивается бурно: за 2002 год доля сетей в обороте розничной столичной торговли выросла в три раза - с 8 до 24% (см. график 1).

Недавно открывшийся гипермаркет "Мосмарт" с легкостью избежал бы прямого сопоставления с "Ашаном", начни он экспансию не с северо-востока, а, скажем, с юго-востока столицы. Именно в том краю Москвы на одного жителя приходится меньше всего квадратных метров масштабных форматов торговли. Тем не менее первый отечественный гипермаркет был построен в десяти километрах от первого французского в России. И тому есть ряд объяснений.

Первое, из тех, что на поверхности, - соперничество Москвы и Московской области за размещение на своей территории объектов торговли, перспективных с точки зрения налоговых поступлений и социальных последствий. В рамках областной программы "Губернаторское кольцо" игроки розничного рынка значительно быстрее, чем в Москве, получали разрешительную документацию на строительство магазинов, и поэтому первые масштабные проекты начали осуществляться за пределам

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама