Взятие Арсенала

Культура
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
Нижегородский Арсенал станет музейным комплексом.

Арсенал в Нижнем - это 4000 квадратных метров складского помещения XIX века, вплотную прилегающего к стенам кремля. В прошлом году бывшее оружейное хранилище досталось Министерству культуры в наследство от Минобороны. Теперь Арсеналом распоряжается нижегородский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Кураторы ГЦСИ для реконструкции помещения пригласили известного столичного архитектора Евгения Асса. Именно ему в ближайшие пять лет предстоит превратить полуразрушенные постройки в суперсовременный музейно-выставочный комплекс, где предполагается обустроить не только экспозиционные залы, но и открыть магазин, кинозал, кафе, библиотеку и даже столярные и слесарные мастерские. Ну а пока (до 14 июля) в четырех залах на первом этаже Арсенала проходит выставка под названием "Проекция", в которой представлены работы полутора десятка художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.

Первое, что бросается в глаза, - фасад Арсенала, затянутый белой тканью, на которую московский художник Александр Константинов красным скотчем нанес свои "фирменные" линейки. Яркие линии разной толщины напоминают закодированное послание - не то данные бюрократических формуляров, не то показатели военно-технических радаров. Войдя внутрь Арсенала, посетитель оказывается в полутемном помещении с четырехметровыми потолками, где стоят телевизоры и откуда-то сверху спускаются огромные экраны. На одних под музыку Моцарта по вагонам подмосковных электричек ходит женщина с камерой (фильм Ольги Чернышевой "Поезд"). На других открывается виртуальное пространство группы "Синий суп": несчастного зрителя "душат" газом (на экране светится слово "газ", и из буквы "а" выползает зловещий белый дымок), запихивают в сжимающийся вестибюль и предлагают рассматривать через бинокль заснеженные кладбища.

После мрачноватого, но безумно красивого анимационного синесупного мира оказываешься в беззаботно-радостном пространстве столичных художников Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева: напротив экрана с голубым небом и белыми облаками стоят два насоса, от которых тянутся резиновые трубы. Если взяться за насос и начать накачивать воздух, на экране появятся два человечка (гримасничающие Ефимов и Чернышев), которые, как мыльные пузыри, раздуваются тем больше, чем активнее зритель работает руками. Надо сказать, что эта интерактивная инсталляция очень понравилась нижегородцам, которые с сосредоточенным видом активно подкачивали художников.

А вот видеоработа питерского художника Дмитрия Виленского больше всего пришлась по душе полпреду президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко, присутствовавшему на открытии выставки. Проект Виленского "Конвейер" рассказывает о жизни "человека труда" на Горьковском автозаводе. Впрочем, г-н Кириенко едва ли мог быть объективен. Он ведь так и не увидел и не услышал двух хитов арсенальной экспозиции - нового видеошоу Александра Шабурова и Вячеслава Мизина под названием Sex Art (в зале, где оно демонстрировалось,

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама