Несостоявшийся переворот

7 июля 2003, 00:00

Президент непризнанной республики Южная Осетия Эдуард Кокоев неожиданно уволил нескольких силовых министров и взял под арест начальников ОМОНа и спецназа. Последнее оказалось делом непростым: была стрельба, правда, без серьезных последствий.

Осведомленные источники полагают, что Эдуард Кокоев нанес упреждающий удар по противникам, готовившим государственный переворот. Эту версию косвенно подтверждает и то, что из всех силовиков портфель сохранил только министр внутренних дел Джемал Каркузов, якобы предупредивший Кокоева о заговоре.

Слухи о противостоянии главы неподконтрольной Тбилиси автономии с силовиками ходили давно. Южная Осетия за время независимости де-факто превратилась в практически не контролируемый криминальный анклав. Торговля оружием и наркотиками, похищения людей и автомобилей стали здесь почти обыденным явлением, что, к слову, не особо скрывало руководство самопровозглашенной республики.

Победивший на президентских выборах Эдуард Кокоев в числе своих первоочередных задач объявил искоренение преступности. Но все это время было непонятно, как он собирается выполнить обещание. Новый южноосетинский лидер больше времени проводил в Москве и во Владикавказе, чем в Цхинвали.

В Тбилиси события в неподконтрольной автономии оценивают положительно. Министр внутренних дел Грузии Коба Нарчемашвили заявил, что необходимость кадровых изменений назрела давно. "В регионе крайне обострена криминогенная обстановка. Налицо сращивание правоохранительных структур с преступным миром. К примеру, мы располагаем абсолютно достоверными данными о прочных контактах теперь уже бывших министра обороны самопровозглашенной республики и секретаря Совета безопасности Валерия и Алана Тедеевы не только с осетинскими, но и грузинскими криминальными группами".

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе также счел нужным прокомментировать перемены в южноосетинских верхах. По его словам, он давно наблюдал за тревожной ситуацией в регионе и приветствует решимость Кокоева навести порядок во властных структурах.

В сдержанных комплиментах Тбилиси можно увидеть желание смягчить бескомпромиссную позицию южноосетинского лидера, занятую по вопросу суверенитета. Кокоев не раз говорил, что все переговоры по этому поводу бессмысленны хотя бы потому, что Тбилиси, развязавший в начале 90-х годов войну в Южно-Осетинской автономной области, до сих пор не признал своей ошибки и не принес официальных извинений осетинскому народу. Впрочем, за этим дело уже не стоит. Шеварднадзе, выступая накануне описанных событий на учредительном заседании общественной организации "За мирное будущее", в которой объединены беженцы и выходцы из Цхинвальского региона, заявил, что центральным властям пора признать ошибки, совершенные предшественниками в Южной Осетии.