Бросок к тигру

Михаил Чернов
14 июля 2003, 00:00

В обмен на продолжение мирного процесса в рамках "Дорожной карты" США не препятствуют израильской экспансии в Ираке. Цель Шарона - добиться максимального участия израильских компаний в региональных инфраструктурных проектах и при этом избежать стопроцентного выполнения положений "Дорожной карты"

На прошлой неделе американский план мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта "Дорожная карта" вновь оказался на грани срыва. В понедельник вечером палестинские террористы нарушили ими же установленное временное перемирие. Террорист-смертник подорвал себя в одном из домов израильского поселка Кфар Ябец, расположенного на условной границе Израиля и территории Западного берега реки Иордан. Ответственность за теракт взяла на себя палестинская террористическая группировка "Исламский джихад". После чего уже во вторник днем появилось сообщение о том, что палестинский премьер Махмуд Аббас отказывается от запланированной на следующий день встречи с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном . Теракт показал, что палестинцы не намерены отказываться от террора. Напротив, по мнению израильских экспертов, они и дальше будут использовать метод "плохого" и "хорошего" полицейского (террористы vs кабинета Аббаса и палестинского силовика Мохаммеда Дахлана), добиваясь от Израиля новых уступок и односторонней сдачи позиций.

Наивно было бы полагать, что Шарон этого не понимает. Соглашаясь на уступки, Иерусалим не прекращает антитеррористических операций, направленных на поимку и уничтожение арабских боевиков. Кроме того, платой за уступки, по-видимому, должно стать американское "добро" на негласную израильскую экспансию в Ирак. По некоторым данным, сейчас ведутся интенсивные переговоры об участии израильтян в приватизации иракской госсобственности и реализации крупных инфраструктурных проектов, в случае успешной реализации которых позиции Израиля на Ближнем Востоке значительно укрепятся. Если же Шарону не удастся точно разыграть "Дорожную карту" и израильтяне не сумеют воспользоваться паузой, которую дает им очередной раунд мирного урегулирования, то сделанные уступки и обострение внутриполитической ситуации могут привести Израиль к серьезному кризису.

Дорожная авантюра

Выполнение плана ближневосточного мирного урегулирования "Дорожная карта" началось месяц назад. В первую очередь израильтяне взялись за снос так называемых незаконных поселенческих форпостов на территории Западного берега реки Иордан (израильское название - Иудея и Самария). Большая часть снесенных еврейских поселений представляла собой несколько пустых трейлеров-караванов. Тем не менее кампания по демонтажу форпостов вызвала резкую реакцию в израильском обществе и даже внесла раскол в лагерь правых .

Дело в том, что, по замыслу американцев, начало выполнения "Дорожной карты" должно было совпасть с полным прекращением террора со стороны палестинских экстремистов. Однако этого не произошло. За последний месяц в результате терактов погибли несколько десятков израильтян. В палестинских СМИ продолжилась массированная антиеврейская пропагандистская кампания. Террористические группировки "Хамас", "Исламский джихад", военизированные бригады арафатовского "Фатха" и другие не были разоружены, мало того, они были приглашены принять участие в работе правительства автономии. Палестинцы де-факто условий "Дорожной карты" не выполнили. И все же две недели назад начался вывод израильских войск из северной части сектора Газа, Вифлеема и арабских районов Хеврона. Следующим шагом израильтян должно стать освобождение из тюрем нескольких сот палестинцев, задержанных за террористическую деятельность.

Понятно, что такой мирный процесс у большей части израильтян оптимизма не вызывает. С резкой критикой Ариэля Шарона, который практически в одиночку проталкивает Акабский процесс, выступил даже такой "голубь мира", как лидер левой партии "Авода" Шимон Перес. "'Ликуд' уступил все, еще не начав переговоры, хотя и объявлял перед этим, что не будет проводить переговоры под огнем, - заявил Перес. - В прошлом они выступали против создания палестинского государства, а теперь согласились с его существованием; они не соглашались на замораживание поселений, а теперь готовы пойти на это; они хотели великий Израиль, а теперь выступают за прекращение оккупации". В общем, оппозиция нынешнему курсу Шарона нарастает, и, если ему не удастся продемонстрировать серьезных успехов, его правительство вряд ли сможет надолго удержаться у власти. А в этом случае срыв плана "Дорожная карта", ухудшение отношений с США и новый виток эскалации арабо-израильского конфликта практически неизбежны.

"Карта" ведет в Ирак

Сегодня, несмотря на противодействие справа и слева, Шарон продолжает продавливать реализацию "Дорожной карты". Причем, по мнению ряда израильских экспертов, основная причина активности Шарона не связана исключительно с давлением американцев. Израильский политолог Зеэв Гейзель считает, что Шарон пошел на уступки палестинцам и реализацию "Дорожной карты" по собственной инициативе. "У Шарона ко всему подход прагматика, - говорит Зеэв Гейзель. - Он действует в соответствии с военной логикой мышления - вычисляет, какую высоту ему занять, а за какую лучше отойти".

Практически незамеченным осталось для большинства аналитиков и СМИ резкое усиление активности Израиля на иракском направлении, что вряд ли было бы возможно без одобрения американцев. Надо полагать, Иерусалиму и Вашингтону удалось договориться об условиях доступа Израиля к "иракскому пирогу". Одним из таких условий, по-видимому, и стала подпись израильского премьера под планом "Дорожная карта". Сразу после захвата Ирака американцами в Багдад поспешили израильские эмиссары. Совсем недавно, в конце июня, в Ирак прибыл высокопоставленный представитель еврейского агентства по делам иммиграции "Сохнут". Между тем иракские СМИ и политические организации заявляют, что израильская разведка МОССАД ищет помещение под свое представительство и жилье сотрудников, а различные израильские компании через иракских посредников скупают дома, квартиры и участки земли в Багдаде.

Параллельно иракскими проектами заинтересовались и представители израильского бизнеса. "Речь идет о контактах, которые давно вели израильские деловые круги, они искали точки соприкосновения с иракской оппозицией еще до того, как ее статус был определен американцами. Несколько семей иракского происхождения занимают серьезные позиции в израильском бизнесе, - рассказал 'Эксперту' Зеэв Гейзель. - Американцы, судя по всему, не собираются мешать установлению таких деловых контактов с новым иракским правительством, так как сегодня это не противоречит американским интересам".

Иракский пирог

Вовсю уже идут разговоры о восстановлении нефтепровода Мосул-Хайфа, построенного некогда англичанами. В реализации проекта по выводу иракской нефти в Средиземноморье через Иорданию и Израиль заинтересованы и Вашингтон, и Иерусалим, который сможет получить доступ к большим объемам дешевой иракской нефти. Кроме того, по словам профессора политологии Бар-Иланского университета Зеэва Ханина, израильский бизнес вполне может поучаствовать в приватизации иракского госсектора, причем не только нефтяных активов, но и предприятий ВПК и химической промышленности.

Израильские интересы в Ираке не ограничиваются нефтью. "Сейчас Израиль практически отсечен от южного сектора Ирака, который находится под британской оккупацией. Остаются два сектора: северный - польский и центральный - американский, с которыми можно наладить сотрудничество", - рассказывает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Причем, по его словам, Израиль заинтересован в первую очередь в водных ресурсах, а для получения доступа к ним надо налаживать отношения с курдами и турками. Без их участия невозможны и некоторые очень интересные транспортные проекты. "Если Ирак станет дружественным или по крайней мере невраждебным государством, будет открыт автотранспортный коридор в Европу Израиль-Иордания-Ирак-Турция", - говорит Гейзель. Работа в этом направлении уже началась. Как сказал "Эксперту" Зеэв Ханин, "под прикрытием поляков и иорданцев идет работа над контрактами для израильских компаний".

Участие Израиля в иракских проектах выгодно России. "Необходимо признать, что большую часть контрактов в Ираке мы уже потеряли или потеряем. Израиль же может выступить ответственным контрагентом. Если учесть, что речь идет об образовании с выходом на Персидский залив и на Средиземное море, Москва заинтересована в том, чтобы присутствовать в этом регионе", - рассказывает Александр Собянин. Причем Россия вполне может поучаствовать в строительстве нефтепровода из Ирака в Иорданию. Еще при Саддаме Хусейне российская компания "Стройтрансгаз" совместно с индийской государственной нефтяной компанией выиграла тендер на строительство нефтепровода до НПЗ близ столицы Иордании Аммана. По словам Собянина, "Дорожная карта" интересна России как предмет торга с Америкой, однако только "в том случае, если израильтяне не будут на все сто процентов выполнять ее условия". Слабый и раздавленный союзник будет уже не интересен ни США, ни России. Сдача Израилем своих позиций и ослабление еврейского государства поставит под вопрос участие Иерусалима, а значит, в какой-то мере и Москвы, в иракских проектах.

Елена Бондарева

Тель-Авив