Возможные кандидаты на пост президента Чечни

14 июля 2003, 00:00

Ахмад Кадыров

Сегодня и. о. главы администрации Чечни Ахмад-Хаджи Кадыров абсолютно уверен, что именно он является кандидатом Кремля. Для этого у него есть все основания - прежде всего, поддержка в администрации президента. После принятия конституции республика фактически отдана ему на откуп. Он неоднократно заявлял, что не допустит в Чечню других кандидатов. Но выиграть Кадыров может только при соблюдении двух условий - безальтернативности и массовых подтасовок при подсчете голосов. Социологические опросы, проведенные в Чечне в 2001-м и 2003 году, показывают, что рейтинг Кадырова неуклонно снижается. Если в начале политической карьеры у Кадырова было не более 33%, то сейчас речь и вовсе идет о считанных единицах. Единственное, чем он может воспользоваться, чтобы повлиять на исход выборов, - административным ресурсом. Ни для кого не секрет, что Кадыров завысил результаты переписи населения в Чечне. Тем самым он не только добился увеличения бюджетных ассигнований, но - и это главное - создал резерв своего электората: голоса от 200 до 300 тысяч "мертвых душ" могут быть "поданы" за него.

Малик Сайдуллаев

Глава концерна "Милан", учредитель всероссийской игры "Русское лото", уже давно рвется в большую политику и настойчиво добивается поддержки Кремля. Несколько лет назад неожиданно объявил себя председателем Госсовета Чечни, чем вызвал явное раздражение у бывшей чеченской номенклатурной элиты, обитающей в Москве и уверенной, что только она имеет право претендовать на власть в республике. Формально госсовет просуществовал недолго: Кремль не захотел легализовать самопровозглашенную структуру, которую не признали сами чеченцы. Несмотря на это, рейтинг Сайдуллаева в республике достаточно высок. Он сумел завоевать уважение, прежде всего, благодаря своим резким критическим замечаниям в адрес как местной власти, так и военных, а также благодаря широкомасштабным гуманитарным акциям. Политический пиар Сайдуллаева облечен в форму гуманитарной помощи. Решение о выдвижении своей кандидатуры он принял окончательное. Осталось решить стратегическую задачу - обрести мощный политический базис в самой Чечне. Сайдуллаев может составить достойную конкуренцию Кадырову, только если добьется поддержки влиятельных чеченских кланов в республике. Над этим он и работает. Если это удастся, поддержка Кремля ему будет не нужна - главное, чтобы не мешали.

Хусейн Джабраилов

У этого московского бизнесмена, достигшего всего лишь должности заместителя директора гостиницы "Россия", шансов немного. Однако он, в отличие от других кандидатов, совсем не скрывает своих намерений, но вынужден полагаться не на собственный авторитет - такового у него пока нет, - а главным образом на свои неограниченные финансовые ресурсы, технологии пиара и, если улыбнется фортуна, на помощь президентской администрации. Но, скорее всего, все потуги молодого бизнесмена окажутся совершенно напрасными. Вполне возможно, что он использует свое участие в выборах для личной рекламной акции с более дальним прицелом - подобно той, что совершил в свое время его старший брат, Умар Джабраилов, участвовавший в борьбе за пост президента России.

Абубакар Арсамаков

Пробиться в политику президент московского Индустриального банка Абубакар Арсамаков решил, создав некое формальное объединение, которое он назвал "Конгресс граждан, вынужденно покинувших Чеченскую Республику". Первое заседание "Конгресса" состоялось в июле 2001 года в конференц-зале столичного отеля "Ренессанс". Впрочем, оно же было и последним. Несмотря на присутствие Геннадия Селезнева, нескольких российских депутатов и губернаторов, рождения новой партии не получилось. Не хватило собственного авторитета. Тогда Арсамаков пошел другим путем. Он стал искать выход на кремлевскую администрацию. Здесь он преуспел больше. Благодаря своим финансовым возможностям, он нашел сторонников, которые стали лоббировать его интересы. Из достоверных источников известно, что в октябре прошлого года уже был готов проект президентского указа о смещении Кадырова и назначении на его место Арсамакова. Но все провалилось. Говорят, что Арсамаков тем не менее тайно готовится к выборам и даже сформировал свой штаб, но официальных заявлений от него не поступало. Если говорить о его шансах, то трудно предположить, что народ Чечни выберет своим президентом человека, который за много лет ни разу не побывал на родине.

Олег Жидков

Уроженец Грозного, русский, Олег Жидков сделал головокружительную карьеру в Чечне, сменив в 2001 году на посту грозненского мэра Бислана Гантамирова. Приехав в чине полковника, за два года он дослужился до звания генерала ФСБ. В начале июня 2003 года в рамках мощной кадровой зачистки, последовавшей за принятием конституции Чечни, Жидков был снят Кадыровым со своего поста и вернулся в Москву. Эту уступку федерального центра действующему главе администрации Чечни можно сравнить разве что с громкой отставкой премьера Бабича. Генерал ФСБ мог бы стать единственным кандидатом-нечеченцем на пост главы республики, который не только устроил бы силовиков в администрации президента, но и вполне мог бы претендовать на победу в выборах. И дело даже не в том, что за него могут проголосовать военнослужащие всех силовых структур, расквартированных в Чечне. Еще со времен Шамиля, назначенного имамом Чечни и Дагестана чеченскими мюридами только для того, что бы ни один чеченский тейп не возвысился над другими, в народе бытует мнение, что только человек не чеченской национальности может в Чечне устроить всех. Если Жидков будет выдвинут кандидатом от Кремля (в настоящее время он ждет нового назначения, так или иначе связанного с Северным Кавказом), в связке с ним пойдет его друг и соратник Лема Касаев. В прошлом первый секретарь Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ, Касаев является сегодня преуспевающим московским бизнесменом и одновременно одним из лидеров старой чеченской номенклатурной элиты, проживающей сегодня в Москве.

Доку Завгаев

За три месяца до президентских выборов в Чечне, пребывая в должности посла РФ в Республике Танзания, он фактически находится в состоянии "низкого старта" и часто посещает Москву. Завгаев не оставляет надежды второй раз войти в одну и ту же реку: в 1995-1996 годах он уже возглавлял республику в должности партийного лидера и главы администрации. Был опытным партийным функционером, неплохим хозяйственником, умелым политическим интриганом, но проявил нерешительность в сентябре-октябре 1991 года, когда позволил генералу Дудаеву и митингующей толпе захватить власть в республике. Еще большую нерешительность он проявил в августе 1996-го, когда при первой же опасности бежал из Грозного, бросив свое правительство на произвол судьбы. Вернуть себе уважение народа с таким прошлым практически невозможно. По всей видимости, Завгаеву суждено пребывать в состоянии томительного ожидания до самих выборов.

Руслан Хасбулатов

Бывший спикер российского парламента, а ныне завкафедрой МИНХ имени Плеханова, Руслан Имранович Хасбулатов не оставляет надежды вернуться в большую политику. Для этого у него есть только один шанс - выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Чечни. При несомненных достоинствах и профессионализме он может претендовать на эту роль, но успеха не добьется. Хасбулатов является, пожалуй, единственным кандидатом из объявленных, которого категорически не приемлет Кремль. Впрочем, противостояния на этой почве удастся избежать - в Чечне особой поддержки у Хасбулатова нет: именно на него чеченцы возлагают главную ответственность за приход Джохара Дудаева к власти, а значит, и за все обрушившиеся на республику беды.