Японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми на недавнем заседании правящего кабинета дал указание двум крупным министерствам - экономики и технологии - объединить усилия в области, которая имеет стратегически важное значение для нации. Речь шла о геологических исследованиях континентального шельфа. Японское правительство планирует резко увеличить ассигнования в этой области: начиная с текущего финансового года в течение ближайших четырех лет из бюджета на эти цели будет выделено 100 млрд иен (854 млн долларов по текущему курсу).
Цель - в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года добиться расширения своей исключительной экономической морской зоны. И получить права на находящиеся на шельфе природные ресурсы. Прежде всего японцев интересует возможность получить таким образом контроль над запасами гидрата метана - энергоносителя, залежи которого в Мировом океане колоссальны, со временем они могут обеспечить энергетическую безопасность Японии.
Незадействованный ресурс
Япония практически не имеет собственных месторождений энергоносителей и большинства других полезных ископаемых. Большую часть нефти она получает с хронически нестабильного Ближнего Востока. Обеспечить себе спокойное будущее страна может лишь в том случае, если будет найден источник энергетических ресурсов где-то в пределах досягаемости и национального контроля, например на шельфе, где залегают крупные массивы гидрата метана. Это вещество, похожее на лед или мокрый снег. Оно представляет собой кристаллическое соединение метана и молекул воды. Это соединение образуется под воздействием низких температур, а также при высоком давлении в зонах вечной мерзлоты или на глубине Мирового океана.
Потенциальные запасы этого горючего льда огромны, они в несколько раз превышают оставшиеся на планете разведанные наземные запасы энергоносителей. Например, Геологическая служба США оценивает запасы гидрата метана в этой стране в 9,6 трлн кубометров, что в 200 раз больше всего объема запасов месторождений природного газа на американской сухопутной территории. Всего же мировые запасы, по некоторым оценкам, оцениваются в 25 трлн кубометров, что в два раза больше, чем все мировые запасы нефти, газа и угля.
Технологии добычи гидрата метана пока не существует. Это соединение крайне нестойко. Даже при незначительных изменениях температуры или давления метановый "лед" легко переходит в газообразное состояние и вырывается на поверхность, что резко затрудняет его "сбор" с морского дна. Так что, даже если такая технология будет найдена, может оказаться, что извлечению будет поддаваться только небольшая часть совокупных запасов. Однако на случай, если в будущем технология будет усовершенствована, японцы пытаются закрепить за собой как можно более обширные участки океанического шельфа.
Игра стоит свеч
Возможность для этого дает Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Она позволяет государству расширять свою исключительную экономическую морскую зону (она простирается на 200 морских миль от границ 12-мильной территориальной зоны), если доказано, что те или иные участники морского дна являются продолжением континентального шельфа. На первом этапе Конвенция ООН по морскому праву позволяет государству расширять экономическую зону на 350 миль от берега. Затем государство должно урегулировать свои территориальные споры с другими странами, после чего оно может претендовать на дальнейшее расширение своей экономической зоны. Крайний срок для представления своих обоснованных данными геологических исследований заявок в Комиссию ООН по границам континентального шельфа - 2009 год.
Первой такую попытку предприняла Россия, на ошибках которой сейчас учатся японцы (см. "Россия и США делят арктический шельф"). Комментируя процедуру прохождения российской заявки в комиссии ООН, чиновник исследовательского отдела Управления безопасности на море Японии заявил недавно в интервью газете Yomiuri: "Мы обнаружили, что стандарты для данных, которые мы должны представить, оказались строже, чем мы предполагали. Есть высокая вероятность того, что мы не сможем представить необходимые данные к крайнему сроку".
Дело в том, что японское Управление безопасности на море (пограничное ведомство), в ведении которого находятся океанографические исследования, не имеет необходимого оборудования. Например, у пограничников нет мощных звуковых пушек (они "выстреливают" мощные аудиоволны в направлении морского дна, чтобы потом исследовать данные измерений, которые делают установленные на дне сейсмографы, в момент, когда дно отражает звуковую волну). Нет соответствующего бурового оборудования. А из 300 сейсмометров, необходимых для правильных измерений, имеется только 30. Поэтому кабинет министров намерен подключить к работам министерства экономики, науки и транспорта, у которых есть буровое судно и самая мощная в мире звуковая пушка. Однако и этого японцы считают недостаточным. Правительство намерено поручить проведение исследований частным компаниям. Именно этим объясняется резкое увеличение стоимости работ - до 100 млрд иен.
Однако японцы считают, что игра стоит свеч. Ведь Япония планирует расширить свою экономическую зону на 650 тыс. кв. км, что на 70% превышает площадь территории Японских островов. Да и богатства шельфа не ограничиваются гидратом метана. Например, в 1999 году в ходе совместной с американцами экспедиции на большой глубине в океане в 250 милях к югу от Токио было обнаружено месторождение золота. По запасам оно превосходит любое из существующих в мире наземных месторождений, по содержанию металла в руде - 20 граммов на тонну - оно в 40 раз превосходит наземные залежи. Если будет найден способ разработки этого месторождения, содержащееся в нем золото и серебро будут стоить 2 млрд долларов. Помимо драгметаллов на дне есть запасы редких и полиметаллов, энергоносители.
Но все же особые надежды японцы связывают с гидратом метана. Уже сегодня совместно с США и Канадой, Германией и Индией Япония осуществляет проект опытной добычи газа из вечной мерзлоты в районе канадской провинции Маккензи. В 2011 году японские власти рассчитывают установить, возможна ли коммерчески оправданная добыча гидрата метана. Если ответ будет положительным, японцы приступят к практической разработке уже спустя четыре года после этого.
"Собственные ресурсы Японии близки к нулю, поэтому поиск нетрадиционных источников энергии является важнейшим приоритетом, - сказал в интервью Yomiuri эксперт исследовательской группы по вопросам гидрата метана Тэцуо Ионэдзава. - Этого может оказаться достаточно, чтобы покрыть потребности Японии в газе на протяжении ста лет".
Токио