Распишитесь здесь

Юрий Коротецкий
21 июля 2003, 00:00

Проект запуска российских депозитарных расписок может заинтересовать отечественных инвесторов и эмитентов из стран ближнего зарубежья

Недавно ФКЦБ распространила информацию о скором появлении на рынке нового инструмента - российских депозитарных расписок (РДР) на акции иностранных компаний.

Первые упоминания о РДР датируются 1998 годом, а в 1999-м ФКЦБ совместно с ЦБ и Минфином даже создали рабочую группу для разработки законодательной базы российского аналога американских депозитарных расписок (АДР). Однако деятельность группы результатов не принесла.

В этом году власти решили ускорить этот вялотекущий процесс, а катализатором выступила договоренность ФКЦБ с Европейским банком реконструкции и развития о выпуске рублевых бумаг ЕБРР на территории России.

Удобный двойник

Согласно законодательству большинства стран, свободное обращение акций компаний-нерезидентов на их фондовом рынке невозможно. И если это очень привлекательный рынок с обилием богатых инвесторов, такой, например, как фондовый рынок США, то подобное ограничение для неамериканских компаний представляется крайне неудобным. Чтобы преодолеть это затруднение и организовать полностью легальный процесс привлечения денег в США путем продажи там акций европейских компаний, еще 80 лет назад были придуманы депозитарные расписки.

Американская депозитарная расписка - это ценная бумага резидента, выпущенная на акции иностранной компании. Как правило, в качестве этого самого резидента выступает крупный американский банк-депозитарий, который хранит у себя оригиналы акций иностранной компании и следит за обращением выпущенных на них расписок (подробнее о механизме выпуска и инвестиций в АДР читайте в статье "Только для сильных", "Эксперт" N16 от 28 апреля 2003 года).

В декабре 1994 года компания Sun Interbrew первой из российских эмитентов выпустила АДР. С этого момента мы стали свидетелями активного привлечения российскими компаниями средств на западных рынках путем выпуска этих производных бумаг. На сегодня уже более 40 российских компаний приняли участие в программах АДР и привлекли несколько миллиардов долларов от американских инвесторов. По аналогии российские расписки должны будут выполнять обратную функцию - привлекать средства наших инвесторов для зарубежных компаний. Насколько актуальна эта на первый взгляд весьма экзотическая инициатива? Мы стали разбираться.

Препоны и страхи

Формально на пути запуска РДР на нашем рынке есть одно, но весьма существенное препятствие. Согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле, даже если российские депозитарные расписки будут номинированы в рублях, их покупка будет являться валютной операцией, связанной с движением капитала, что требует индивидуального разрешения ЦБ. "Поскольку право владения РДР будет давать право собственности и на базовый актив, проблемы с валютным законодательством и получением разрешения ЦБ неминуемо появятся", - говорит Татьяна Медведева, старший советник по юридическим вопросам фонда Центр развития фондового рынка" (ЦРФР).

Впрочем, к проекту запуска РДР имеются и серьезные содержательные претензии. Прежде всего они связаны с тем, что так или иначе РДР есть не что иное, как инструмент для легального вывода капитала из страны. Впрочем, здесь не все однозначно. Так, старший советник по макроэкономике ЦРФР Юрий Данилов считает, что в приобретении нашими инвесторами РДР иностранных эмитентов нет ничего плохого: "Ведь, в конце концов, это можно себе представить и как экспансию российского капитала на Запад".

Самые рьяные сторонники появления РДР - ФКЦБ и группа по разработке законодательной базы нового инструмента. С его помощью ведомства намерены заметно увеличить объем российского фондового рынка и расширить тем самым сферу своих полномочий. ФКЦБ, скорее всего, подстрахуется с помощью норм, ограничивающих доступные возможности вывоза капитала. Например, российские инвесторы могут вкладываться в бумаги лишь тех стран, регуляторы которых имеют соглашение с ФКЦБ. "И если регулятор рынка берет на себя ответственность, он не будет сознательно ставить себя под удар, предлагая к публичному размещению на российской территории заведомо непригодные для российских инвесторов бумаги", - уверен Юрий Данилов.

Финансовый центр СНГ

Кто же может быть заинтересован в эмиссии РДР? Вице-президент компании "Ренессанс Капитал" Елена Авакян убеждена, что Россия неинтересна крупным западным компаниям как источник привлечения инвестиций: "Пусть ФКЦБ представит хотя бы одного западного эмитента, согласного разместить РДР на свои бумаги в России. И потом, если крупному российскому инвестору сильно нужны акции иностранной компании, то он может просто открыть свой филиал там и преспокойно эти бумаги покупать".

По мнению Дениса Соловьева, начальника депозитарного управления Росбанка, "бизнес-интересы России весьма сильны в странах СНГ, и было бы неразумно не использовать схему выпуска РДР компаниями из этих стран для активизации своей инвестиционной деятельности".

Итак, проект РДР может быть рассмотрен как инструмент более тесной интеграции крупного российского капитала в бизнес-пространство СНГ и превращения Москвы в его финансовый центр, как в свое время региональным финансовым центром Азии стали Токио и Гонконг.

Кстати, прецеденты выпуска аналогов АДР в развивающихся странах уже есть. Особенно преуспела в выпуске национальных модификаций депозитарных расписок Бразилия. "Бразильский проект запускался в надежде на то, что значительная часть расписок будет выпущена на бумаги американских компаний, однако все большую долю на рынке со временем завоевывали бумаги, эмитированные в соседних странах, прежде всего в Эквадоре и Парагвае. Бразилия стала финансовым центром региона, поэтому эквадорские компании идут за инвестициями именно в Бразилию, не имея возможности получить финансирование в Америке. Я думаю, что с РДР будет то же самое", - убежден Юрий Данилов.

Но среди экспертов есть и скептики. По мнению пессимистов, расписки на бумаги с постсоветского пространства только засорят фондовый рынок. "Инициатива с появлением РДР на акции эмитентов из стран СНГ очень похожа на действия московского правительства по размещению на фондовом рынке бумаг предприятий городской инфраструктуры: больниц, таксопарков - всех подряд, - говорит Александр Корчагин из ИК 'Проспект'. - Рынок наводнен, а бумаги, его наполнившие, - неликвидны". ИК "Проспект" активно сотрудничает с Украиной, и, как уверяет Александр Корчагин, имея на ее территории филиал компании, гораздо проще и удобнее осуществлять необходимые инвестиции на местной бирже. "Вряд ли появление РДР изменит наши представления о ведении бизнеса в странах СНГ", - считает аналитик.

"Существенный недостаток украинских ценных бумаг - их низкая ликвидность, а это удар по интересу к распискам", - полагает начальник конъюнктурно-аналитического департамента Росбанка Валерий Петров.

Среди наиболее вероятных фигурантов в проектах размещения РДР г-н Петров называет украинские "Нафтагаз" и "Киев-стар", белорусские "Белтрансгаз" и гипотетически возможные в будущем "Нафтан", БелАЗ, а также несколько предприятий в химпроме и производстве пива. Осложняет потенциальное присутствие белорусов принадлежность перспективных компаний государству. Что касается Казахстана, то его рейтинг по сравнению с другими странами СНГ заметно выше, и если его эмитенты соберутся выходить с РДР на российский рынок, то сделают это, скорее всего, посредством традиционной нефтянки.

В то же время необходимо будет контролировать поток "охотников за инвестициями". "Российские депозитарные расписки по аналогии с АДР нужно сделать многоуровневыми, что поможет предотвратить поток 'фондового мусора' из стран СНГ", - считает Алексей Саватюгин, председатель правления НАУФОР. Иначе говоря, эмитент страны Содружества, не приведя свою отчетность в соответствие с нормами российского законодательства, не должен выходить со своей бумагой на РТС или ММВБ. А тот, кто раскрывать информацию не желает, может рассчитывать лишь на торговлю на внебиржевом рынке.

Есть еще опыт Китая, где тоже выпускаются местные депозитарные расписки. Правда, эмиссия их доступна не всем: эти расписки допускаются к обращению на китайской территории только в том случае, если иностранный эмитент привлекает китайские ресурсы для инвестирования в китайскую же экономику. То есть иностранный инвестор может занять денег в Китае, но и вложить он их должен там же. Для Китая, чьи ежегодные внешние инвестиции оцениваются в 50 млрд долларов, это можно рассматривать как допустимое ограничение прав эмитентов. Вряд ли нечто подобное можно тиражировать в России. "Использование опыта КНР даже не планируется в концепции российских депозитарных расписок, так как может убить всяческий интерес к ним", - говорит Татьяна Медведева из ЦРФР. По словам Юрия Данилова, нечто подобное было в Казахстане: "В нормативных актах, регулирующих механизм депозитарных расписок, предусматривались меры, стимулирующие направление привлеченного казахского капитала внутри страны. Проект в итоге не пошел, правда, точно сказать, по каким именно причинам, невозможно".

О том, когда фактически появится новый инструмент, остается только гадать. РДР пока не готовы к самостоятельной жизни и имеют прорехи в своей структуре - работа над их правовым обеспечением застряла на раннем этапе. В лучшем случае проект соответствующего закона будет подготовлен к сентябрю. Далее, ввиду не первой его необходимости, Дума притормозит рассмотрение еще как минимум на полгода. В общем, даже при самом оптимистичном сценарии парламент будет принимать его в 2004 году, осложненном выборами президента.