Рутинные аномалии

1 сентября 2003, 00:00

Крушение американского шаттла Columbia произошло из-за повреждения крыла корабля, неэффективного менеджмента и недофинансирования программ NASA. К такому выводу на прошлой неделе пришел независимый совет по расследованию крушения челнока.

В докладе совета говорится, что катастрофа корабля, которая произошла 1 февраля 2003 года над Техасом и привела к гибели всех семи членов экипажа, была спровоцирована трещиной на левом крыле. При входе в атмосферу раскаленные газы проникли под теплозащитный слой корабля и расплавили несущий каркас крыла. Трещина же появилась во время старта корабля, когда на 81-й секунде полета кусок пенообразного покрытия размером со средний чемодан оторвался от основного ракетоносителя и врезался в левое крыло шаттла со скоростью 800 км/час.

Подобные инциденты с отрывом обшивки случались и ранее и не вызывали беспокойства у наземных служб, следивших за полетом. За 22 года эксплуатации шаттл Columbia совершил 27 полетов, и при взлете куски покрытия неоднократно ударялись о корпус челнока. Администраторы программы шаттлов считали это явление почти "рутинной аномалией" и, несмотря на многочисленные предупреждения своих инженеров, не принимали никаких мер по исправлению повреждений.

Одной из причин их бездействия были дополнительные финансовые расходы, которые понадобились бы для устранения возникающих проблем. Средств же, необходимых для проведения этих незапланированных работ, у NASA просто не было: в 2002 году агентство недополучило из бюджета на программу пилотируемых полетов 366 млн долларов. При этом NASA по собственной инициативе перераспределяет расходы таким образом, чтобы меньше тратить на поддержание шаттлов, а высвободившиеся средства направить на развитие других программ. За последние десять лет число специалистов программы шаттлов сократилось на треть. Кроме того, часть контрактов по поддержанию Международной космической станции (полеты в рамках программы МКС - одна из основных задач челноков) передаются частным компаниям, что неминуемо приводит к снижению уровня контроля.