С прицелом на портфельного инвестора

Юрий Аммосов
1 сентября 2003, 00:00

Компания "Росбизнесконсалтинг" появилась на рынке в 1993 году, начав с выпуска печатных информационных бюллетеней, которые курьеры развозили по компаниям - участникам фондового рынка. С появлением Интернета РБК постепенно перешел на электронную доставку новостей, а вокруг компании появились новые отрасли бизнеса. Росту РБК, как считается, сильно поспособствовал кризис 1998 года: клиенты-подписчики с фондового рынка сокращали издержки, и компания рискнула открыть свободный доступ к новостной информации на своем сайте. Почти моментально сайт РБК стал самым посещаемым русскоязычным ресурсом Сети, и уже через несколько дней компания смогла заключить свой первый контракт на размещение на нем рекламы.

С тех дней компания работает на стыке медийного и ИТ-бизнеса. Около половины доходов приносят ей реклама (44%, или 12,9 млн долларов в 2002 году) и платные новости (7,7%), около трети - офшорное программирование и разнообразная системная интеграция. Общий оборот компании в 2002 году составил 29 млн долларов, по сравнению с 2001 годом он вырос на 59%, а с 1999 года - более чем в семь раз. РБК - одна из самых быстрорастущих европейских компаний, работающих в области передовых технологий, она занимает 72-е место в списке European Technology Fast 500, составленном Deloitte & Touche Tohmatsu.

Весной прошлого года холдинг "РБК-Информационные системы" провел первичное размещение акций (IPO) и смог привлечь 13,3 млн долларов. Большая часть этих средств пошла на развитие телевизионного проекта РБК-ТВ.

По некоторым сведениям, в этом IPO, которое было подготовлено московским инвестбанком "Атон" (лид-менеджер и маркетмейкер) при участии Альфа-банка (ко-лид), также принимал участие и известный инвестиционный банкир Ханс-Йорг Рудлофф. В сущности, как считают участники рынка, это было в гораздо большей степени частное прямое размещение, которое назвали IPO в пиар-целях и для большей солидности: акции, скорее всего, были размещены финансовыми советниками непосредственно между своими клиентами, а листинг в Российской торговой системе и на ММВБ, как следовало из последующего сообщения, был завершен независимо и на несколько недель позже. В пользу этого утверждения говорит последующая динамика акций на открытом рынке. Поначалу они демонстрировали хотя и небольшую, но стабильную ликвидность - две-три сделки в день с максимальным дневным оборотом свыше полумиллиона долларов, и, как сообщили организаторы размещения, в итоге объем подписки был превышен в пять раз и составил 64 млн долларов. Однако, хотя первоначальная цена на рынке заметно превысила цену размещения, лишь малая толика средств от неудовлетворенных заявок перетекла в акции РБК на вторичном рынке. Спустя несколько недель после размещения активность стала падать, количество ежедневных сделок упало до одной-двух, а цена акций - почти вдвое. В мае-июне 2002 года общий оборот составил лишь 3,9 млн долларов, и в течение года рынок почти не обращал на эти бумаги внимания.

Новый всплеск интереса к акциям вызвал "Атон", в конце мая 2003 года выставивший заявку на покупку акций РБК по цене, на 13% превышавшей сложившиеся на тот день котировки. На этой сделке и слухах о предстоящем выпуске ADR цена акций ОАО "РБК-Информационные системы" выросла на 70% - до 1,4-1,5 доллара за акцию, а капитализация компании - до 150 млн долларов. Сейчас активность по акциям РБК остается довольно высокой при очень низком объеме торгов, суммы сделок составляют 10-25 тыс. долларов, такой рынок характерен в случае, когда кто-то из инвесторов формирует портфельный пакет и скупает акции мелких держателей. Бумаги РБК выглядят как стандартная акция второго эшелона - с редкой периодической активностью и большим спрэдом котировок. Для брокеров они сейчас не очень интересны, а вот интерес со стороны портфельных инвесторов вполне объясним: деловой канал РБК-ТВ создается не просто похожим на телевидение Bloomberg, но и, как говорят, с прицелом на дальнейшее партнерство с этим одним из крупнейших в мире поставщиков деловых новостей.