Украина без президента

Борис Вуйко
1 сентября 2003, 00:00

Леонид Кучма хочет стать последним президентом Украины. Он предложил преобразовать государство в парламентскую республику

Так и не обнаружив вокруг себя достойных наследников, способных дать надежные гарантии преемственности власти, Леонид Кучма и его окружение решили ликвидировать пост президента вообще. После того как в течение последних недель эта идея нашла поддержку у части оппозиции, проект имеет все шансы быть реализованным уже к началу следующего года.

Правда, это отнюдь не означает, что политическая жизнь войдет в скучное и спокойное русло. Внутри украинской элиты развернется жестокая борьба за пост премьер-министра страны со сложно прогнозируемым результатом. Скорее всего, она затянется до парламентских выборов 2006 года, когда наконец и решится, кто же будет управлять Украиной.

С точки зрения России, этот политический эксперимент также кажется любопытным. Во-первых, необходимо понять, кто и как теперь будет решать вопросы в соседней стране. Во-вторых, схожие, хотя и не столь радикальные, идеи о "правительстве парламентского большинства" высказываются в самой России.

Хорошего президента должно быть мало

Напомним, что изначально главным стимулом к проведению конституционной реформы было отсутствие у Кучмы и его окружения проходной кандидатуры на пост президента. Наиболее популярный политик страны Виктор Ющенко (рейтинг - более 20%), которого поддерживала часть украинской бюрократии и олигархов, а также влиятельные лоббистские круги в США, у Кучмы и его соратников доверием не пользовался. Более того, соратники эти не пользовались и доверием друг у друга, в результате чего согласованная кандидатура в президенты от "партии власти" до сих пор так и не появилась. Ну и плюс к тому сложившиеся при Кучме влиятельные кланы просто опасались появление любого нового лица в кресле президента, так как не без основания полагали, что первым делом тот устроит им "зачистку по-путински". В итоге родилась идея решить все эти проблемы одним махом - обнулив полномочия президента.

Первые попытки Леонида Кучмы провести через парламент свой вариант конституционной реформы в июле этого года окончились провалом. Оппозиция заблокировала работу Верховной рады и не дала ей проголосовать за президентский законопроект даже в первом чтении. Камнем преткновения была заложенная в нем норма, согласно которой выборы и парламента, и президента должны проводиться в один год. Все оппозиционные фракции тут же заявили, что скрытая цель этой нормы - продлить срок выборов президента Кучмы с 2004 года (когда должны состояться очередные президентские выборы) до 2006 года (когда должны состояться очередные парламентские выборы).

Поскольку в пропрезидентском большинстве состоит чуть более половины депутатов, набрать две трети голосов для внесения изменений в конституцию без оппозиции было нереально.

Тогда исполнительная власть решила переиграть ситуацию. В течение августа глава президентской администрации Виктор Медведчук проводил консультации с лидерами фракций социалистов и коммунистов. Из четырех оппозиционных фракций парламента эти две изначально приветствовали переход к парламентской республике - как по идеологическим причинам, так и по личным (никаких шансов занять пост президента у их вождей - Петра Симоненко и Александра Мороза - не было). Фракции же Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко по аналогичным причинам были против "обнуления президента". В результате переговоров появился компромиссный вариант - президентская сторона снимает вопрос о выборах в один год, а полномочия президента урезаются до минимальных - чтобы, собственно, было все равно, в каком году его избирать.

В согласованном законопроекте в сфере ведения президента остается лишь назначение министров обороны, иностранных дел и генпрокурора. Да и тех необходимо представлять на утверждение парламента, причем последний может отправить их в отставку в любой момент. Премьер-министр и все руководители госорганов (за исключением названных выше) назначаются парламентом. Право назначать губернаторов переходит от президента к главе правительства. Наконец, переходными положениями должно быть предусмотрено, что в 2004 году президент избирается по-прежнему всенародно, однако всего лишь на год с лишним. С 2006 года он будет избираться парламентом (три четверти голосов).

Вскоре после обнародования этого плана его публично поддержал Леонид Кучма, одобрил спикер парламента Владимир Литвин и лидеры фракций "большинства".

Вторая попытка будет успешной

Сложившиеся при Кучме влиятельные кланы опасаются появления любого нового лица в кресле президента, так как не без основания полагают, что первым делом тот устроит им "зачистку по-путински". В итоге родилась идея решить все эти проблемы одним махом - обнулив полномочия президента

Один из идеологов конституционной реформы советник главы администрации президента Михаил Погребинский в интервью интернет-изданию "Украинская правда" оценил вероятность прохождения законопроекта как 80% - "за", 20% - "против". Высокие шансы проекта признают даже во фракции Виктора Ющенко "Наша Украина".

Действительно, 300 голосов для внесения изменений в конституцию набирается (причем с солидным запасом) за счет голосов фракций президентского большинства, КПУ и СПУ. При условии материального стимулирования может скорректировать свою позицию часть сторонников Тимошенко и Ющенко.

Однако до сих пор не ясна позиция премьер-министра Виктора Януковича. Из всех потенциальных кандидатов в президенты от власти он обладает наибольшим рейтингом (до 9%) и рассчитывает побороться за высший пост в стране. Впрочем, сейчас президентское окружение убеждает его в том, что шансы остаться премьером после реформы (то есть первым лицом в государстве) у него гораздо выше, чем стать всенародно избранным президентом. Кроме того, донецкую бизнес-элиту, на ресурсы которой опирается Янукович, может привлечь обсуждаемая ныне идея введения выборности губернаторов "в пакете" с реформой конституции. Вероятно, какие-то аргументы президентской стороны на премьера все-таки подействовали - во время своего недавнего визита в Харьков Янукович заявил, что "есть все шансы провести политическую реформу".

Что же касается Ющенко и Тимошенко, то их позиция пока однозначно негативная. Однако, с другой стороны, даже их сторонники признают, что вероятность внесения изменений в конституцию велика вне зависимости от позиции их фракций. Вряд ли сможет Ющенко рассчитывать и на поддержку Запада - у США не будет формальных поводов для того, чтобы вмешаться в ситуацию. На всякий случай, правда, Кучма решил подстраховаться - по слухам, в ближайшее время новым министром иностранных дел страны станет Константин Грищенко - нынешний посол Украины в США, много сделавший для того, чтобы "отмыть" Кучму в глазах Вашингтона после "кассетного" и "оружейного" скандалов. Вероятно, именно Грищенко выпадет миссия нейтрализовать любую возможную негативную реакцию Запада на конституционную реформу.

В арсенале лидера "Нашей Украины" остаются только особо сильнодействующие средства - например, инициировать акции гражданского неповиновения на Галичине, вплоть до организации там сепаратистского движения. Однако пока кажется невероятным, чтобы сам Ющенко или кто-либо в его окружении решились идти на открытую борьбу с властями. Скорее, убедившись в бесперспективности борьбы, экс-премьер включится в борьбу за парламентское большинство и попытается извлечь пользу из новой ситуации.

Непредсказуемые клиентелы

Итак, преобразование Украины в парламентскую республику с минимальными полномочиями президента, судя по всему, состоится к осени 2004 года. В этом же году пройдут тихие и спокойные выборы президента, которые мало кто заметит. В центре внимания будут находиться иные события - борьба за кресло премьера и формирование парламентской коалиции. Чем она закончится - сейчас вряд ли кто-то с уверенностью может предсказать.

Дело в том, что нынешний парламент и верное президенту "парламентское большинство" - явления малопредсказуемые. Помимо депутатов, завязанных непосредственно на Кучму и его окружение, в "большинстве" до половины депутатов представляют так называемое болото и в зависимости от конъюнктуры могут перекочевывать от одного лидера к другому. Сейчас они являются сторонниками Кучмы, однако, когда он уйдет со своего поста, а сам пост де-факто будет ликвидирован, их поведение прогнозировать сложно.

Проблемы возникнут прежде всего с формированием правящей коалиции. Большинство депутатских групп в украинском парламенте сформировано не по каким-либо идеологическим признакам (правые-левые, пророссийские-прозападные) и даже не вокруг какого-либо идефикса (типа российской идеи природной ренты), а по принципу клиентел - вокруг неких влиятельных лиц, умеющих "порешать" различного рода вопросы. Наиболее крупные клиентелы - "донецкая" (координатор Виктор Янукович, в нее входят многочисленные бизнес-группы из Донецка и ряда других регионов Украины), "семейная" (координатор Виктор Пинчук, зять президента Кучмы), "социал-демократическая" (координатор Виктор Медведчук). Однако в парламенте существует еще и множество более мелких клиентел, причем не только в "большинстве" но и во фракции Ющенко.

Эти клиентелы могут объединяться (или, наоборот, разъединяться) для решения конкретного вопроса - например, приватизации металлургического комбината или какой-либо энергокомпании. Но создавать под эти цели парламентскую коалицию, назначать премьера, министра иностранных дел, главу службы безопасности, прямо скажем, затруднительно.

В администрации президента полагают (как можно судить из туманных намеков ее представителей), что объединительным стержнем может стать идея "непередела собственности". Сейчас в спешном порядке под близкие к президенту ФПГ (прежде всего входящие в три означенные выше клиентелы) проводится приватизация остатков госсобственности в горно-металлургическом комплексе. В следующем году планируется запустить приватизацию энергокомпаний, угольной промышленности, возможно, железных дорог и газораспределительных сетей. Удержание этих активов должно стать той идеей, которая сплотит правительственную коалицию в "посткучмовский" период. Сам Кучма при этом может стать, к примеру, координатором "большинства" или занять какой-либо другой высокий пост в парламенте, продолжая отчасти контролировать ситуацию.

При такой схеме премьером становится представитель одной из крупнейших клиентел - например, Виктор Янукович, или Виктор Медведчук, или Сергей Тигипко (ставленник Пинчука), или быстро набирающий политический вес министр транспорта Григорий Кирпа.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и Виктора Ющенко - если он докажет свою приверженность принципам "непередела" и достанет финансовые ресурсы для стимулирования народных депутатов из "болота", то также может рассчитывать на пост главы правительства.

При этом ни Ющенко, ни кто-либо другой из кандидатов ничего радикального со страной сделать не смогут. Различные группы влияния при нынешней структуре парламента уравновешивают друг друга и будут блокировать любые попытки премьера как-либо ущемить их интересы.

Не исключено, что примерно так и будет строиться работа Верховной рады после реформы. Однако необходимо понимать, что "коалиция непередела" может просуществовать максимум до новых выборов, которые пройдут уже в марте 2006 года. Строить коалицию на основе удержания неких активов невозможно хотя бы потому, что передел активов и приватизация в стране будут продолжаться еще долго и любой конфликт интересов вокруг продажи какого-либо завода может эту коалицию разрушить до основания.

Поэтому период с осени 2004 года до марта 2006-го скорее будет переходным, мало отличаясь по сути от последних лет правления Кучмы. Однако после парламентских выборов, которые, кстати, скорее всего будут проводиться на пропорциональной основе (это главное условие участия коммунистов и социалистов в проекте реформы), расклад сил может измениться очень существенно. Так называемая партия власти до сих пор не имеет не только раскрученного кандидата на пост президента, но и партии, которая могла бы показать приличный результат на выборах (нынешнее "большинство" преимущественно сформировано за счет депутатов, избранных на мажоритарной основе).

Преобразование Украины в парламентскую республику с минимальными полномочиями президента состоится к осени 2004 года. В этом же году пройдут тихие и спокойные выборы президента, которые мало кто заметит. В центре внимания будут находиться иные события - борьба за кресло премьера и формирование парламентской коалиции

Посему дилемма перед властью останется та же, что и нынче, - или проиграть выборы оппозиции (тому же Ющенко, если он сумеет сохранить до 2006 года свой электоральный ресурс), или же все-таки создать привлекательный для народа политический проект.

Таким образом, проблема "преемника" на самом деле не исчезнет - просто на полтора года отодвинутся сроки ее решения.

Для России ничего не изменится

Конституционная реформа будет иметь еще одно важное последствие - в среднесрочной перспективе законсервируется нынешнее "буферное" геополитическое положение Украины. Ликвидация мощного авторитарного центра принятия решений в лице президента при вполне прогнозируемом отсутствии стабильного большинства у какой-либо конкретной политической силы в будущих парламентах исключает возможность резких движений Украины в сторону России или Запада.

Наверняка даже многие частные проблемы "зависнут" в парламенте минимум до 2006 года. Поэтому, если вопрос, к примеру, по газотранспортному консорциуму или по соглашению о ЕЭП не будет решен до ухода Кучмы с поста президента - он не будет решаться еще года два (хотя, если будет решен, тогда года два его вряд ли кто-либо переиграет).

С другой стороны, больше маневра появится для частных российских компаний. Учитывая, что стабильного большинства в парламенте не будет еще долго, возрастает роль мелких фракций, профинансировать избирательные кампании которых вполне под силу крупным российским компаниям, имеющим интересы на Украине. То же можно сказать и относительно выборов губернаторов.

Еще один плюс - при новой структуре в парламенте объективно возрастет роль лояльных России левых партий (КПУ и СПУ). При "любой погоде" они берут свои 20% и становятся важным игроком при создании коалиций.

Однако в целом отношения Украины с Россией претерпят минимальные изменения. Скорее всего, они надолго законсервируются в том состоянии, в котором окажутся к концу 2004 года.