Кормчие

Международный бизнес
Москва, 08.09.2003
«Эксперт» №33 (386)
Китайская внешняя торговля стала главным фактором, определяющим динамику объемов и структуру морских грузоперевозок в мире

Мировая индустрия морских перевозок, которая еще в конце прошлого года находилась в состоянии застоя, в последние месяцы переживает настоящий бум. На трансокеанских маршрутах оживление, объемы грузоперевозок и ставки фрахта быстро растут. Все это происходит в условиях, когда экономика США только начинает подавать первые робкие признаки оживления, а европейская экономика еще не преодолела депрессивные тенденции. "Паруса" мирового торгового флота надувает "ветер из Китая".

Движущей силой нынешнего подъема в индустрии морских перевозок стало стремительное превращение КНР в мировую торговую сверхдержаву (только в 2002 году китайский экспорт вырос на 20%, а за последние пять лет объем экспорта из КНР более чем удвоился). Нынешняя роль Китая как главного локомотива мировой морской торговли может привести к перераспределению влияния в мировой судоходной отрасли.

Фантастический бум

Рост спроса со стороны китайских компаний, которые отправляют свои товары на внешние рынки, привел к резкому росту стоимости фрахта на рынке контейнерных перевозок. Стоимость перевозки грузового контейнера из Китая в Америку с начала года выросла в зависимости от маршрута на 20-30%. При этом поскольку Китай продает готовой продукции гораздо больше, чем покупает, то чартерный рейс контейнеровоза по маршруту из Китая в Америку или Европу стоит значительно больше, чем фрахт того же самого судна по обратному маршруту.

Еще более впечатляюще выросли тарифы на рынке транспортировки насыпных грузов: ненасытный аппетит китайской индустрии на сырье привел к тому, что стоимость морского чартера на отдельных маршрутах выросла в три раза. Так, если год назад стоимость фрахта сухогруза на линиях между портами Бразилии и Китая составляла 15 тыс. долларов в день, то сегодня - около 46 тыс. долларов. Дело в том, что производство стали в КНР за прошлый год выросло на 20% и в этом году, по прогнозам, вырастет на столько же. Ежегодно Китай импортирует 150 млн тонн железной руды, основной поставщик - Австралия - уже не в силах справиться с таким спросом. Теперь все больше руды приходится завозить из Бразилии.

Китайская торговля стала главным фактором, определяющим не только динамику объемов морских грузоперевозок в мире, но и их структуру. "В конечном счете все сводится к тому, как растет Китай", - заявил недавно, комментируя перспективы развития индустрии морского грузового транспорта, один из руководителей крупнейшей в мире судоходной компании датской A. P. Moller-Maersk Стен Лунд. А по мнению другого судоходного магната, главы крупной гонконгской компании TCC Group Кей Эйч Ку, нынешний период в судоходном бизнесе - "один из самых лучших в истории", а Китай - один из главных факторов, способствующих развитию судоходной отрасли.

От "всемирной мастерской" - к "владычице морей"

объемы китайского экспорта неуклонно росли с самого начала экономических реформ на рубеже 70-80-х годов, но до конца 90-х годов специализацией материкового Китая было производство дешевых потребительских товаров и комплекту

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (386) 8 сентября 2003
    Антитеррористическая операция
    Содержание:
    Что умрет в Ираке

    Соединенные Штаты и Великобритания не способны ни контролировать ситуацию в оккупированном Ираке, ни признать это

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама