Проект "Челси"

Международный бизнес
Москва, 15.09.2003
«Эксперт» №34 (387)
Питера Кеньона пригласили в Chelsea. Это свидетельствует о том, что создание нового суперклуба для Романа Абрамовича не хобби, а серьезный бизнес-проект. Его успех может стать катализатором инвестиций в футбол

На минувшей неделе лондонский футбольный клуб Chelsea сумел заполучить в свои ряды одного из самых квалифицированных и успешных топ-менеджеров английской футбольной премьер-лиги - Питера Кеньона. Один из создателей всемирно известного футбольного брэнда Manchester United не смог отказаться от предложения владельца Chelsea Романа Абрамовича и согласился переехать в Лондон. Понятно, что перед Кеньоном поставлена задача превратить Chelsea в более доходное предприятие, чем Manchester United, а по спортивным результатам он должен стать вровень с испанским Real.

В последние три года в европейском футболе завязалось острое соперничество двух по сути антагонистических моделей ведения бизнеса - рискованной и консервативной. Рискованную стратегию проповедует президент Real Madrid Флорентино Перес. Real делает ставку на приобретение суперзвезд, которые, по мнению его руководства, обречены побеждать во всевозможных турнирах и тем самым способствовать увеличению доходов клуба.

У такого подхода четыре основных недостатка. Во-первых, как показывает опыт Real, команда звезд хоть и побеждает чаще остальных, однако не так часто, как это хотелось бы ее хозяевам. Во-вторых, у такого клуба слабый иммунитет против травм игроков, на покупку которых выделяются гигантские суммы (например, Луиш Фигу обошелся клубу в 56,1 млн долларов, а Зинедин Зидан - в 64,5 млн долларов). В-третьих, непонятно, что делать с нисходящими звездами (некоторым футболистам Real уже за тридцать, и цена их на трансферном рынке с каждым годом снижается). Главный же минус этой стратегии - сильная зависимость финансовых поступлений от спортивных результатов. Череда неудач - и клуб попадает в долговую яму. Что и продемонстрировал Real: еще в 2000 году долги клуба оценивались 250 млн долларов и, погасить их удалось только после продажи тренировочной базы в Мадриде.

Manchester United придерживается консервативной стратегии. Краеугольный камень его бизнес-политики - финансовая стабильность и прибыльность клуба. Именно Питер Кеньон с успехом опровергал расхожую "формулу успеха" спортивной структуры: спортивный результат первичен для извлечения максимальной прибыли. С начала 90-х, когда Manchester начал быстро наращивать свой бизнес, он лишь однажды побеждал в Лиге чемпионов. А бизнес-конкуренты манчестерского клуба - испанский Real или итальянский Milan - побеждали в Лиге чемпионов с 1990-го по 2003 год трижды. Но вот ведь парадокс: брэнд Manchester United гораздо популярнее, чем брэнд и Milan, и Real. Да и с финансовой точки зрения Manchester куда эффективнее. Отрыв от конкурентов был обеспечен активным и умелым внедрением пиар- и бизнес-технологий, направленных на извлечение максимальной прибыли, зачастую в ущерб спортивным результатам.

Важнейшую роль в реализации этой стратегии сыграл именно Питер Кеньон. Одна из основных его заслуг - продвижение брэнда Manchester United в Азии и Северной Америке. Благодаря этому число поклонников (читай - потребителей) клуба по всему миру перевалило за 50 млн. Уме

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (387) 15 сентября 2003
    Российское кино
    Содержание:
    Мы уже там

    Победа "Возвращения" в Венеции - своего рода шанс, предоставленный нам Европой, и повод задуматься о состоянии современного российского кино. Хотя рынок отечественной кинопродукции сегодня ущербен во всех отношениях, ведущие кинематографисты страны полагают, что именно сейчас происходит перелом к лучшему

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама