Звездные войны в Воронеже

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
15 сентября 2003, 00:00

Владельцы БИН-банка получили контроль над монополистом по производству ракетной электротехники. Это первое проникновение крупного капитала в космическую индустрию

За одно из крупнейших предприятий Воронежской области, концерн "Энергия" (не путать с одноименным производителем знаменитых ракет "Союз"), занимающийся производством электротехнической начинки всех космических аппаратов, полгода назад разгорелась борьба. Главе "Энергии" Владимиру Попову противостоял альянс московских банковских структур - Межбанковской инвестиционной группы (МИГ) и компании "Евразийские инвестиции" (принадлежит группе акционеров БИН-банка). На днях это противостояние завершилось победой столичных финансистов, скупивших в общей сложности более 75% акций "Энергии" и сломивших сопротивление руководства концерна. На внеочередном собрании акционеров и старое руководство, и совет директоров были отправлены в отставку.

Временно исполняющим обязанности президента концерна акционеры назначили вице-президента "Евразийских инвестиций" Наталью Бурнусову. В интервью "Эксперту" г-жа Бурнусова описала ситуацию в концерне как крайне тяжелую. "Из предприятия выкачаны все оборотные средства. До прихода на завод новой команды топ-менеджеров прежний руководитель провел ряд операций, связанных с отчуждением недвижимого имущества предприятия, - говорит Наталья Бурнусова. - Мы срочно проводим аудит, пытаемся определить масштабы потерь, однако уже сейчас ясно, что все утраченное вернуть нам не удастся". При этом новый глава "Энергии" воздержалась от оценки действий своего предшественника. По ее словам, это предстоит сделать правоохранительным органам, которые сейчас расследуют ряд уголовных дел в отношении бывшего руководства "Энергии". Но побеседовать с Владимиром Поповым прокурорам в ближайшее время вряд ли удастся. По свидетельству очевидцев, незадолго до собрания акционеров бывший президент оборонного концерна, похоже, ударился в бега.

Растрата по нужде

Владимир Попов руководил Федеральным научно-производственным концерном (ФНПК) "Энергия" в течение почти пятнадцати лет. Под его началом воронежский концерн в начале 90-х одним из первых в нашей стране вступил на путь конверсии. Это был вынужденный шаг: сворачивание союзной программы создания многоразовой космической системы "Энергия-Буран", для которой воронежское предприятие разрабатывало и выпускало турбогенераторные источники питания, а также общее сокращение гособоронзаказа поставили концерн на грань краха. Вместо электродвигателей для ракет и спутников "Энергия" освоила выпуск целой гаммы товаров гражданского назначения начиная с соковыжималок, фенов, электрооборудования для холодильников "Стинол" и заканчивая уникальной медицинской техникой, используемой в кардиохирургии, в частности в аппаратах "Искусственное сердце". Кроме того, воронежский космический концерн активно занялся торговлей косметикой, став соучредителем российско-французского СП "Ив Роше Париж-'Энергия' Воронеж". Правда, как утверждал Владимир Попов в конце мая этого года в открытом письме губернатору Воронежской области Владимиру Кулакову, "конверсия военного производства приняла неуправляемый характер". "Начатая в процессе реформ диверсификация проходила без необходимой господдержки - предприятию пришлось содержать огромные мобилизационные мощности, в результате чего концерну был нанесен ущерб в размере примерно одного миллиарда рублей", - писал г-н Попов.

К началу прошлого года долги ФНПК "Энергия" и его дочерних структур в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды превысили 300 млн рублей. В августе 2002 года воронежская обладминистрация обратилась в Федеральную службу финансового оздоровления (ФСФО) с просьбой инициировать банкротство предприятия, однако потерпела фиаско. Как заявил журналистам вице-губернатор Воронежской области Вячеслав Клейменов, проверка показала, что Владимир Попов разработал и внедрил оригинальную схему по уходу от налогов и расчетов с кредиторами. ФНПК "Энергия" почти в каждом подразделении учреждал самостоятельную фирму с минимальным уставным капиталом. "Дочки" брали у "Энергии" в аренду имущество и работали, пока не накапливали крупные долги по налогам, за электричество и коммунальные услуги. В отношении этих фирм кредиторы возбуждали дела о банкротстве. Однако к моменту начала процедуры банкротства концерн успевал выйти из состава учредителей и таким образом избежать ответственности. В результате банкротства были ликвидированы ООО "Энергетик", Россошанский электроаппаратный завод, ООО "Озон" и ряд других компаний. Но после ликвидации на месте обанкроченных фирм сразу же появлялись новые - с другими названиями, но с теми же функциями.

Как заявил "Эксперту" заместитель начальника управления по промышленности воронежской обладминистрации Николай Щипелев, всего руководством "Энергии" было учреждено более 200 дочерних фирм. В обладминистрации уверены, что Владимир Попов создавал дочерние фирмы не только для ухода от налогов, но и для личного обогащения. По итогам комплексной проверки предприятия, проведенной прокуратурой и налоговыми органами области в конце прошлого года, было возбуждено около десятка уголовных дел по фактам превышения руководителями ФНПК должностных полномочий, присвоения имущества и растратам. В настоящее время эти дела расследует прокуратура Ленинского района Воронежа. В прокуратуре "Эксперту" отказались комментировать подробности дел, сославшись на тайну следствия. Впрочем, кое-что нам выяснить все же удалось. В беседе с "Экспертом" Николай Щипелев рассказал, что прежние руководители "Энергии" активно проводили операции с недвижимостью, в результате которых "Энергия" лишилась нескольких зданий и сооружений в центре города. Так, по данным воронежской "Новой газеты", шестнадцатиэтажный дом на Московском проспекте стоимостью 4 млн долларов Владимир Попов передал в собственность учрежденного им же ООО "Имущество" всего за 350 тыс. рублей, а, например, здание на улице Кирова рыночной стоимостью 3 млн долларов было продано той же фирме за 1,37 млн рублей. Всего же, по самым приблизительным оценкам, "Энергия" лишилась не менее пяти домов общей стоимостью 14 млн долларов. При этом часть вырученных от продажи недвижимости средств на счета "Энергии" так и не поступила. В результате финансового кризиса, разразившегося в концерне, в области резко обострилась социальная напряженность. По словам Николая Щипелева, бывшее руководство концерна в нынешнем году сорвало отопительный сезон в ряде райцентров, в частности в городе Россошь в двухстах километрах от Воронежа. Подведомственная "Энергии" котельная перестала платить за газ, мотивируя это отсутствием средств, и отключила жителям города горячую воду. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Владимира Кулакова. Летом этого года руководство администрации Воронежской области обратилось в правительство с просьбой разобраться в ситуации с ФНПК "Энергия".

Покупка "Энергии" - лишь начало экспансии компаний МИГ и "Евразийские инвестиции" в отечественную машиностроительную индустрию, где обе структуры отныне будут проводить согласованную политику

В конце июня по поручению правительства "Энергию" посетила специальная комиссия под руководством первого замминистра промышленности, науки и технологий Александра Бриндикова, в которую вошли также представители Минобороны, Минимущества и ФСФО. Выводы комиссии для Владимира Попова оказались неутешительными. Чтобы стабилизировать финансово-экономическое положение предприятия, рабочая группа рекомендовала руководству "Энергии" привлечь стратегического инвестора, продав ему контрольный пакет акций. Однако Владимир Попов продавать акции отказался. Вместо этого бывшее руководство "Энергии" попыталось привлечь на свою сторону депутатов Госдумы, разослав им письма с просьбой не допустить перехода стратегически важного оборонного предприятия в частные руки. Но было уже поздно. В конце августа компании МИГ и "Евразийские инвестиции" довели свой пакет акций в ФНПК "Энергия" до контрольного и приняли решение сменить руководство концерна.

"Энергия" для автомобилей

Свой интерес к воронежскому концерну столичные финансисты объясняют высоким рыночным потенциалом ФНПК и хорошими перспективами отрасли в целом. Сейчас "Энергия" реализует целый ряд перспективных программ в электромашиностроении и космосе, главные из которых - создание электроусилителей руля для нового поколения российских автомобилей.

В прошлом году на "Энергии" была выпущена предсерийная партия автомобильных электроусилителей руля. Как заявил "Эксперту" вице-президент ЗАО МИГ Сергей Шиндин, после завершения аудита предприятия партнеры составят бизнес-план по выходу из кризиса и определятся с размером инвестиций в производство. По словам г-на Шиндина, только организация серийного выпуска электроусилителей потребует около 10 млн долларов. О готовности закупать электроусилители для своих автомобилей уже заявило руководство АвтоВАЗа. По словам пресс-секретаря этого предприятия Дениса Метальникова, сейчас АвтоВАЗ проводит тендер среди поставщиков на оснащение электроусилителями руля автомобилей марки ВАЗ-2118 "Калина" и "Chevy-Нива". Кроме "Энергии" эти устройства разрабатывают только две российские компании - махачкалинский "Авиаагрегат" и новосибирское ПО "Север". При этом большинство опрошенных нами специалистов считает, что шансы на победу в тендере у концерна "Энергия" сейчас выглядят предпочтительнее, так как конкуренты средств для серийного производства электроусилителей пока не имеют. А если учесть, что один электроусилитель стоит около 400 долларов, а АвтоВАЗ собирается выпускать со следующего года по 200 тысяч "Калин" в год, то объем заказа на электроусилители может составить до 80 млн долларов в год. Поскольку рентабельность у производителей автокомпонентов составляет 20%, акционеры "Энергии" будут получать от выпуска электроусилителей не менее 15 млн долларов чистой прибыли в год. Впрочем, по словам Сергея Шиндина, помимо АвтоВАЗа его предприятие намерено стать поставщиком автокомплектующих и для завода компании Ford во Всеволожске, который по условиям соглашения с российскими властями через два года обязан будет покупать в России не менее половины комплектующих для своих автомобилей.

Что касается перспектив профильного производства - создания систем электроснабжения для новых космических платформ, то здесь дела выглядят похуже. Пока в ГКНПЦ имени Хруничева произведен только один спутник на базе платформы "Яхта" - "Монитор-Е", который будет запущен в конце нынешнего или в начале будущего года. Впрочем, если "Росавиакосмос" выделит средства на создание российской группировки спутников дистанционного зондирования Земли, то Центр Хруничева вместе с концерном "Энергия" могут получить заказ на производство шести космических аппаратов на сумму не менее 10 млн долларов. Но это дело отдаленного будущего. В ближайших планах новых собственников "Энергии" - увеличить объем производства воронежского концерна с 0,5 до 1 млрд рублей.

Электромеханическая монополька

Покупка "Энергии" - лишь начало экспансии компаний МИГ и "Евразийские инвестиции" в отечественную машиностроительную индустрию, где обе структуры отныне будут проводить согласованную политику. Как заявил "Эксперту" Сергей Шиндин, инвестирование в отечественные электромеханические производства совсем недавно стало одним из приоритетных направлений развития бизнеса его компании. "У нас уже есть Подольский электромеханический завод, а у 'Евразийских инвестиций' - два электромеханических предприятия в Пензенской и Калужской областях, - говорит г-н Шиндин. - Мы намерены объединить свои активы с тем, чтобы стать крупнейшим игроком в этой отрасли и главным поставщиком электромеханических комплектующих для российских автозаводов и производителей бытовой техники". По словам вице-президента БИН-банка Камиллы Спенс, для достижения этой цели акционеры "Евразийских инвестиций" в самое ближайшее время купят еще два электромеханических завода.