Продавец счастья

Дарья Денисова
15 сентября 2003, 00:00

Мотивировать сотрудников - значит предоставить им возможность реализовать их жизненные ценности, работая на благо компании. Пока еще такой взгляд на мотивацию можно назвать нетрадиционным

Управление представляет собой не что иное,
как настраивание других людей на труд.

Ли Якокка

По дороге в детский сад я битых пятнадцать минут объясняла своей четырехлетней дочери, почему я не могу ежедневно покупать ей киндер-сюрприз, тортик с цветочками из крема, новый мультфильм и две игрушки. Отчаявшись пронять чадо аргументами о вреде ненасытности, я сообщила, что денег для реализации плана закупок попросту нет. Ребенок невозмутимо парировал, что деньги дают на работе. Я уточнила, что это происходит раз в месяц. После некоторого замешательства дочь с изумлением поинтересовалась: "А зачем же ты туда ходишь каждый день?"

Большинство людей на вопрос, зачем они работают, не мудрствуя ответят, что им нужно зарабатывать на жизнь. И будут правы - первопричина выхода на рынок труда в качестве наемного работника именно такова. Более того, многие искренне считают, что этим все и ограничивается, до тех пор, пока в один не слишком прекрасный день не начинают испытывать гнетущее ощущение, будто они что-то в этой жизни упускают. И тогда выясняется, что деньги, как говорят математики, необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы не чертыхаться, просыпаясь по будням.

Человек - мера всех вещей

Канонический пример немотивированного сотрудника - древнегреческий раб. Имущества он не имел, в результатах труда заинтересован не был, и даже за человека его не считали. Не в последнюю очередь благодаря этому рабство пало, человечество записало сей факт в учебники истории и с тех пор старалось хоть как-нибудь стимулировать работника.

На Западе возникали теории Тейлора и Мэйо, со всех сторон рассматривали пирамиду потребностей Маслоу, закон баланса Адамса, а также теорию Герцберга. У нас же, когда с появлением рынка стройная советская система стимулирования труда на партийно-профсоюзной основе претерпела как структурную, так и идейную деформацию, народ побросал в угол переходящие красные знамена, экраны соцсоревнований и доски почета и ринулся укреплять экономические позиции, несколько подзабыв по дороге про человеческий фактор. Оказалось, что напрасно забыл. Сегодня лояльный и хорошо мотивированный персонал является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие компаний.

По данным исследования нашего журнала "Стиль жизни среднего класса", треть представителей этого слоя, тех самых менеджеров, исследователей, инженеров и аналитиков, которые составляют главную рабочую силу современных компаний, готовы сменить работу, как только им предложат что-нибудь более привлекательное. Теперь представьте, что это в вашей фирме треть сотрудников одной ногой стоит за дверью. Можно ли после этого считать, что они работают с полной отдачей? То-то же. Неудивительно, что слабая мотивация персонала занимает третье место в перечне причин, препятствующих росту бизнеса, - этот вывод содержится уже в другом исследовании, "Управление ростом и конкурентоспособностью российских компаний", проведенном Ассоциацией менеджеров и консалтинговой компанией Accenture. Соответственно, высокую степень мотивированности подчиненных нынешние руководители ставят на первое место в ряду внутренних факторов повышения конкурентоспособности своего бизнеса.

Но как же их, таких мобильных, мотивировать? Как заставить любить и ценить место, где они работают?

Треть менеджеров, аналитиков, исследователей и инженеров, работающих в российских компаниях, готовы сменить работу, как только им предложат что-нибудь более привлекательное

"У каждого человека есть мотивы, которые им движут в жизни. Маслоу, теорией которого все размахивают, был психоаналитиком и исследовал людей вообще, а не 'людей на работе'. Его пирамида - результат общения с пациентами, - говорит Сергей Ряковский, заместитель гендиректора по кадровой политике ОКБ Сухого, - и он категорически возражал, когда ее пытались в лоб переносить на работу. Я с ним согласен. Мотивация 'человека работающего' - гораздо более прикладной и узкий момент. Компанию, то есть руководителя и собственника, волнуют только те мотивы сотрудников, которые будут полезны для компании, и те, которые могут работать против нее. Традиционные теории мотивации плохи тем, что не дают конкретных подсказок: что делать с человеком, чтобы он себя вел на работе так, как это полезно для работы".

Итак, поскольку дела с теорией обстоят не ахти как, мы пойдем по пути анализа практики и, собрав воедино кейсы многих современных российских компаний, построим свою, очень прикладную, пирамиду. Ее можно представить в виде трех этажей, условно названных так: "про деньги", "не совсем про деньги", "совсем не про деньги".

Первый уровень - про деньги

"А чего тут мудрить, - скажете вы. - Надо платить людям больше зарплату, и все". Оказывается, не все. Оставим в стороне вопрос о размере зарплаты, заметим лишь, что для рядового персонала она должна быть достойной, ее должно в принципе хватать на жизнь. Речь же сейчас о другом - о том, что в наши дни даже сей простой и древний, как сама жизнь, акт материального вознаграждения за труд требует соблюдения определенных условий.

Так, по мнению многих HR-менеджеров, проблемой номер один для российских компаний является непрозрачность формирования окладов. То есть непрозрачность для сотрудников. Дело в том, что, как бы ни тщилось руководство фирмы сделать размеры окладов коммерческой тайной, они все равно становятся известны персоналу, и в том случае, если не вполне понятно, почему Вася получает 500 единиц условных денег, а Петя - 1000, в головах сотрудников рождаются совершенно невыгодные для компании домыслы. Поэтому лучше покажите каждому сотруднику его место в финансовой сетке компании и расскажите о возможностях и механизмах продвижения в сторону увеличения зарплаты.

Если у вас крупное предприятие, используйте для этого возможности информационной системы управления, которая там наверняка установлена, сделайте схему формирования оплаты труда доступной для ознакомления персонала. "Управленческая система позволяет формализовать критерии и алгоритмы расчета материальной части мотивации, - говорит Михаил Панченко, руководитель отдела бизнеса и сервиса SAP, - и тогда менеджер может сделать процесс повышения зарплаты или расчета бонусов достаточно объективным. Важно, что система прозрачна для сотрудников. Человек знает, сколько и за что он получит".

И еще деликатный момент, о котором напоминает Сергей Ряковский. Не стоит подавать индексацию зарплаты в связи с инфляцией как повышение. Люди ходят в магазины и все понимают. Индексация дело хорошее, но она направлена на поддержание "гигиенических факторов", по Герцбергу, а отнюдь не на воодушевление сотрудников.

Кроме зарплат, как известно, деньги выдают в виде премий. Ну это уж точно хорошая мотивация, скажете вы. Да, но при одном условии: премия должна быть правильно позиционирована как в сознании работника, так и в вашем собственном. Не считается мотивирующим фактором премия, которую платят всегда, - в этом случае она воспринимается как часть зарплаты.

"Премия сотруднику, - говорит Сергей Ряковский, - это реализация с помощью денег его потребности в уважении и самовыражении. Человек сознает, что он добился такого результата, который признало руководство, и не пожалело денег, чтобы его оплатить. При этом работает не сумма, а факт ее получения. Конечно, она не должна быть слишком маленькой, тогда как раз мотив уважения страдает".

Еще один повод для использования премий - альтернатива штрафам, когда премируют за правильное поведение вместо наказания за неправильное. Не опаздываете - вам платят. Не теряете документы - тоже платят. Работаете без аварий определенное количество часов - получайте премию.

Для компании очень плохо, если у большинства сотрудников количество зарабатываемых денег становится пунктиком. Именно такие сотрудники в любой момент готовы уйти

Можно явно обозначить качества сотрудника, полезные для организации, и вознаграждать их проявление. Такой подход реализован, например, в компании "Катрис-Комплект". Там к количественной части денежной мотивации менеджеров по продажам, то есть премиям за перевыполнение плана, добавили качественную: ввели такие показатели, как инициативность и активность в работе, деловой риск, инновации, творческий подход к работе, привлечение новых клиентов и самообразование. За соответствие каждому пункту начисляется определенный процент. "Мы премируем их традиционным способом - деньгами, - рассказывает менеджер по персоналу Виктория Пиримова, - но критерии у нас нетрадиционные. Это заставляет их профессионально самореализовываться".

Денежная западня

Итак, нижний уровень мотивационной пирамиды "закрывается" выплачиваемыми работнику деньгами. Допустим, вы все сделали правильно, и ваши сотрудники получают неплохой доход. Зачем же тогда переходить на средний и верхний уровни?

Во-первых, для компании очень плохо, если у большинства сотрудников количество зарабатываемых денег становится пунктиком. Именно такие сотрудники в любой момент готовы уйти. Особенно это характерно для развивающихся рынков. "Мы находимся на стадии молодого капитализма, - объясняет распространенность этого феномена в России Сергей Ряковский. - При социализме все жили в одном зарплатном коридорчике. А сегодня каждый может заработать сколько угодно, и мы как страна в целом еще не наелись денег. Нам бы денег, денег и еще раз денег - даже не как средства к существованию, а как показателя, что мы чего-то можем. И многие работодатели ловятся на это. Они думают, что, если люди идут на работу, чтобы получить денег, надо им положить больше денег, и они будут хорошо работать. Но не тут-то было. Денег владелец прибавляет, но сотрудник-то знает, что всегда можно найти еще долларов на сто-двести побольше. И как только находит, он уходит туда. А искать он перестает, когда созревает до того, что есть и другие ценности".

Во-вторых, напомним, что в классическом варианте мотивационной пирамиды эти самые "другие ценности" вступают в действие автоматически, сразу после того, как человек обеспечивает собственные элементарные потребности - выживание и безопасность.

Более того, начиная с определенного уровня благосостояния просто наступает насыщение доходом. Повышение зарплаты на 3% ежегодно, которое так любят некоторые руководители, Ирина Дресвянникова, кадровый консультант консалтинговой группы "Системы эффективных технологий", считает отнюдь не мотивирующим фактором, а выброшенными деньгами из кармана владельцев. И вообще к своему новому доходу человек привыкает в среднем за квартал, дальше его "цеплять" перестает. А поскольку зарплатные ресурсы компании не беспредельны, как и возможности поднять человека вверх по карьерной лестнице или дать ему новое интересное задание, видя такой потолок, человек либо расслабляется, либо раздражается, либо начинает работать на сторону - и часть его ресурсов утекает из компании.

Кроме того, по мнению многих менеджеров по персоналу, между высокооплачиваемым работником и работодателем постепенно нарастают два конфликта. Один конфликт связан с желанием руководителя контролировать и загружать своих суперспециалистов и топ-менеджеров - в любое время дня и ночи, вызванным навязчивой мыслью: я ему столько плачу, он же должен это отработать. В результате "богатому" сотруднику бывает некогда с толком потратить то, что он заработал, поскольку помимо работы и сна жизни у него практически не остается. Согласно закону психологии, у него происходит нарушение баланса входа и выхода, то есть ресурсов, временных или финансовых, на восстановление не хватает. Светлана Блохина, директор по персоналу компании "Максус", называет это нарушением экологии работника.

Причина другого конфликта - неуверенность руководителя, вложившего массу сил и времени в своих непосредственных подчиненных, в том, что они не уйдут сразу же, как только столкнутся с неизбежным зарплатным и карьерным потолком. Причем уйдут неожиданно и, как правило, в тот самый момент, когда руководитель несколько расслабился и решил, что этот участок тыла у него надежно прикрыт.

В общем, для руководителя, попавшего в подобную западню, нет другого способа из нее выбраться, кроме как по-новому взглянуть на себя и свою компанию. Ирина Дресвянникова, например, предлагает взглянуть на себя как на продавца: "Задача бизнесмена, по сути, продать рабочие места в своей компании. Причем он должен их продавать одним и тем же сотрудникам каждый день".

Попробуйте ответить на вопрос: почему данный конкретный человек, обладая параметрами, которые востребованы на рынке, и имея возможность устроиться где-то еще, должен прийти именно в вашу компанию? Вот тут и начинается интерес к тому, а что бы такого для него еще можно было сделать. То есть проблема мотивации сводится к проблеме заинтересованности людей в вашем бизнесе.

Мы переходим на второй уровень нашей мотивационной пирамиды, где речь пойдет не совсем про деньги.

Выбор и игра

"Неденежная зарплата", или соцпакет, воспринимается одновременно как знак принадлежности к компании и проявление ее заботы о сотруднике. Вообразить себе эффективную систему мотивации без него сложно. Однако предоставление всем подряд стандартного набора: медстраховка-обед-мобильный - может и не сработать как мотивирующий фактор, потому что не будет воспринято как льгота. Например, если человек этим не пользуется. Компания рискует выбросить кучу денег, заплатив за фитнес-клуб для всех, при этом сотрудники и не вспомнят о клубе, если их спросить, что есть в компании, помимо зарплаты. Ну не ходят они туда. Далеко или времени нет. А "наверху" считают, что очень даже заботятся о сотрудниках и недоумевают по поводу их черной неблагодарности в смысле неприращения трудового энтузиазма.

Выход можно найти, предоставив сотрудникам возможность выбора льгот. Так, в компании Mirantis придумали систему под условным названием "Кафетерий". Идея кафетерия - свободный выбор блюд из ассортимента. После окончания испытательного срока и на основании оценки непосредственного руководителя сотруднику присваивается определенное количество баллов. У тебя 4 балла - вот корзинка бенефитов, выбирай, что тебе надо, на эти 4 балла: страховки, оплата мобильного, занятия спортом, английским, пенсионное страхование, страхование жизни. Выбирать "призы" можно раз в год. Раз в полгода балл растет "за выслугу лет". Кроме того, оценка меняется после ежегодной аттестации, и HR-менеджер может прибавить еще полбалла за соответствие корпоративным правилам.

Каждая должностная позиция имеет вес - чем выше позиция, тем выше баллы (поэтому не надо думать, как сделать компенсационный пакет для топ-менеджера, он автоматически будет больше, чем у нижестоящих сотрудников). Если не хватает баллов, существует кредит. "Бенефит 'отпуск' появился благодаря обратной связи с персоналом, - рассказывает Марина Симонова, руководитель службы персонала. - А что у нас там по бенефитам? - интересовался народ. Я: а что вы хотите? Ну что-нибудь там с отпуском бы. Появился отложенный денежный бенефит, его можно взять к отпуску и сделать его для себя более приятным, например повысить класс отеля или купить новое рыболовное снаряжение".

У такой системы есть два риска, считает Сергей Ряковский. Во-первых, иногда ее довольно сложно администрировать. Во-вторых, есть риск усложнить процедуру получения "приза". Если на дорожку в боулинге надо записываться за два месяца, писать заявление и заверять в трех инстанциях, это типичное не то.

Продолжаем исследовать не совсем денежные способы мотивации.

Хорошо, когда зарплата приличная и коллектив душевный. Премия есть и позиционируется вроде правильно. Сидит себе менеджер, план продаж выполняет, прибыль приносит, претензий к нему формально никаких нет и быть не может. Стабильность. Но для компании это стабильность со знаком минус: о продвижении на рынке, не говоря уж о захвате лидирующих позиций, речи уже не идет. Как говорят в "Системах эффективных технологий", в последнее время многие клиенты к ним приходят со словами: "Продажи остановились. Продавцы зарабатывают хорошие деньги и говорят, что им достаточно. Помогите сделать что-нибудь, чтобы им было интересно". В компании "Катрис-Комплект" с помощью консультантов справились с подобной проблемой, поняв, что, хотя денежный азарт у сотрудников пропал, а с ним и интерес к работе, - вакантное место объекта азарта можно занять чем-нибудь другим. Этим другим оказалась игра.

"Мы провели исследование производительности труда менеджеров, - рассказывает Виктория Пиримова, - и увидели, что у них далеко не полностью загружено рабочее время". Изменять план каждому менеджеру смысла не было: если человек и так работает хорошо, зачем менять его стиль работы, получать конфликт непонимания с его стороны и ждать, пока он перепривыкнет? Денежные надбавки за перевыполнение плана присутствовали, но особо не мотивировали. Тогда в "Катрис-Комплекте" придумали морковки - наподобие тех, которые вешают перед осликом, чтобы он бежал в нужном направлении, только в данном случае их сделали вполне достижимыми.

За каждую дополнительную единицу к плану менеджер по продажам стал получать определенный балл. А за определенное количество баллов - морковку. Список морковок составили из тех пожеланий и предпочтений, которые высказали сами менеджеры, и разбили его по баллам, от самой мелкой - 1 балл (поход с детьми в дельфинарий, в театр или в музей), до самой большой - 30 баллов (поездка за границу на двоих). "Придумать можно все что угодно, - говорит Виктория Пиримова, - главное, чтобы у работника при виде этой морковки возникало желание на нее заработать. Если я узнаю, что менеджер - любитель выпить пива вечером, у меня появляется в списке морковка 'столик в пивном баре'. И у человека, имеющего возможность за счет компании с женой или приятелем сходить попить пива, возникает желание это сделать".

Попробуйте ответить на вопрос: почему данный конкретный человек, обладая качествами, востребованными на рынке, и имея возможность устроиться где-то еще, должен прийти именно в вашу компанию?

Морковки выдаются по итогам квартала. Накопил три морковки - в следующем квартале каждый месяц ходишь с ребенком в дельфинарий или с женой в Большой театр. Или копишь, например, на турпоездку - баллы в течение года не сгорают.

Один нюанс. "Плюс балл" полагается за то, что ты на единицу больше плана заработал, но есть и "минус балл" - если на единицу недовыполнил. Иначе получилась бы не мотивационная схема, а мешок деда-мороза, в котором заведомо что-то болтается. И еще что важно. Система прозрачная, в ней нет субъективизма - менеджер знает и свои баллы, и имеющиеся морковки, может все для себя посчитать и распланировать и не зависит от доброй воли Ивана Ивановича.

"Уже сейчас можно сказать, что мы достигли своей цели - сдвинули их с мертвой точки, рост пошел, - утверждает Виктория Пиримова. - Пусть люди приносили десять единиц, а сейчас приносят одиннадцать, самое главное, что они настроены копить на крупные морковки и, соответственно, наращивают активность. И еще мы знаете что почувствовали? Сплоченность в коллективе. Есть общая цель - морковки. Они получают морковку и делятся своими положительными эмоциями. И элемента зависти практически нет, поскольку это не деньги, что снижает конфликтность и тревожность в коллективе. После этого можно говорить о команде, единомышленниках, о людях, у которых есть общая цель, помимо того что они продают товар".

И вот человек трудится на своем рабочем месте, получая достойную зарплату, премию и устраивающий его соцпакет. При этом у него даже есть возможность немного поиграть на работе, выбирая бенефиты или морковки. Но через некоторое время выясняется, что и этого мало.

Свобода: совсем не про деньги

"Когда сотрудники заработали столько, что смогли купить квартиру, машину и какое-то количество денег отложить, денежная мотивация вообще перестает действовать, - утверждает Ирина Дресвянникова. - Они для того, чтобы этого достичь, не по-детски выложились на работе. Как правило, бизнес - это многократное повторение одного и того же, рутина, а недостатка творчества у наших людей нет, у нас его избыток. И у людей появляется ощущение, что за свой труд они получили меньше, чем вложили (и, строго говоря, они правы - это принцип бизнеса). Эти ощущения начинают мешать".

И тогда (а иногда и вне зависимости от этого) люди ищут свободы. Свободы распоряжаться своей жизнью и реализовать себя - уже не только как профессионала, а как личности вообще. Работодатель может им в этом помочь.

Единственное необходимое условие здесь - совпадение базовых ценностей компании и сотрудника. Вот почему при приеме на работу не так важно, что человек умеет делать, как важно, зачем он сюда пришел. "Задача на этапе подбора - как можно быстрее выяснить базовые ценности того, кто пришел, и как можно быстрее транслировать ему ценности компании, - говорит Ирина Дресвянникова. - И если ценности совпадают, но человеку не хватает квалификации, все равно можно брать. Квалификация приобретается. А вот если есть принципиальные расхождения в структуре ценностей, то бесполезно растить квалификацию. Мы нанимаем на работу жизненные позиции, а не диплом об окончании чего-то".

Когда перед Мариной Симоновой была поставлена задача сделать Mirantis компанией номер один на рынке в плане привлекательности работодателя, она еще на этапе собеседования с кандидатами начала выяснять, что им нужно для счастья. "Прежде всего мы должны были понять, чего бы хотелось людям, с которыми мы будем строить свой бизнес, в какой ситуации они будут чувствовать себя более счастливыми", - говорит она.

Ценностный подход к подбору сотрудников может предупредить традиционную проблему - конфликты с начальством. "Твой менеджер - это неожиданная, но очень весомая и важная часть твоего компенсационного пакета, - утверждает Марина Симонова, - если ты попадаешь к человеку, с которым тебе будет комфортно работать, ты с ним 'на одной волне', то ты удержишься на этой работе гораздо дольше, чем в другом месте, где тебе будут даже больше платить, но отношения с руководителем не заладятся".

Любой человек испытывает потребность в развитии - но не всегда в профессиональном. Есть компании и люди, которые в этом вопросе счастливо совпадают: постоянный профессиональный рост и для тех, и для других является одной из главных ценностей. Чаще прочих этим могут похвастаться IT-компании. Но так бывает не всегда. Если обучение - необходимый элемент пребывания в вашей фирме, не забудьте предупредить об этом кандидата на собеседовании. Гораздо проще отсеивать не желающих учиться еще на этапе интервью.

Впрочем, задача службы HR - сделать все, чтобы обучение мотивировало. "Зачастую на вопрос, как вы позиционируете обучение, нам отвечают: мы разошлем сотрудникам приказ явиться тогда-то и туда-то на тренинг, - рассказывают консультанты в 'Системах эффективных технологий'. - Разумеется, о мотивированности персонала на обучение при такой постановке речи идти не может!" Консультанты в этих случаях сами беседуют с будущими участниками тренинга и объясняют им, что руководство компании заказало такое дорогое обучение, чтобы их профессиональный уровень и стоимость на рынке повысились. Повышение стоимости на рынке - это мотивирующий фактор почти для всех.

Особенно эффективно это работает в сочетании с возможностью карьерного роста. В компании Philips разработали ноу-хау - early detection talent development scheme (схема развития талантов с ранних ступеней). Члены Senior Executive Team проводят встречу по "определению таланта" среди местных менеджеров и посылают успешных кандидатов из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, других городов в международные центры развития компании, где их лидерские качества развиваются дальше, они работают бок о бок с высшим руководством и становятся "глобальными" сотрудниками Philips. "После того как эта программа была запущена, - рассказывает глава представительства Philips по России и Белоруссии Тон ван Молл, - мы провели исследование, чтобы выявить эффективность этого подхода. Мы определили, что прибавка жалования мотивирует на месяц, возможности обучения - на шесть месяцев, а возможности неограниченного карьерного роста - на всем протяжении карьеры!"

Иногда для свободы самореализации достаточно возможности располагать своим временем. Поняв это, в компании Mirantis, например, где основная масса сотрудников - это инженеры и программисты, отменили всякие "с девяти до шести" и вместо этого ввели гибкий рабочий график. Надо отработать 40 часов в неделю, причем неделя закрывается с понедельника по воскресенье. Если у вас днем дела или вдохновения с утра нет - работайте ночью, офис открыт круглосуточно. Время определяется по карточке. У каждого сотрудника есть возможность зайти на веб-страничку и посмотреть, сколько он еще должен отработать на этой неделе. Для оценки результатов и координации усилий в каждой рабочей группе есть свои присутственные часы.

Ну и, наконец, у человека может возникнуть потребность быть оцененным за свои достоинства, даже если они не связаны напрямую с бизнесом. И это только на первый взгляд лежит вне рассматриваемой проблемы. "Есть очень важный момент, который нельзя просмотреть, - предупреждает Марина Симонова. - Демотивация сотрудника легко возникает, если какие-то его, как ему кажется, важные способности, умения, знания - то, что он в себе очень ценит, - почему-либо не задействованы. Если это долго остается невостребованным, то человек теряет интерес и к своей основной работе. Хорошо, если это можно заметить и что-то по этому поводу сделать". Пример из практики Mirantis. Сотрудник - явный лидер, но нет для него войска, его рабочая группа состоит из трех человек, все на равных, строить некого. В приватной беседе выяснилось, что он фанат кофе. Ему и предложили: давай организуем в компании кофейный клуб, а тебя назначим президентом. Человек расцвел. Теперь он занимается маркетингом кофе, закупками, в клубе проходят презентации, дегустации новых сортов. На таких мероприятиях идет неформальное общение, что очень важно, поскольку программисты по характеру обычно интроверты. А во время таких кофейных встреч они разговорятся, профессиональные проблемы обсудят. Результат: то, что требовалось для самореализации сотруднику, оказалось очень полезно и для компании.

Свобода от иллюзий

Предостережем руководителей компаний от некоторых типичных ошибок и заблуждений, которые способны задушить в зародыше благородную идею построения мотивационной системы.

Первое - не ждите, что откликнутся все и сразу. Если верить законам психологии, все действия, которые будет предпринимать руководство, будут поначалу находить отклик лишь в каждом пятом сотруднике.

Второе - не ждите немедленных улучшений показателей. Когда руководитель, начавший акцию по улучшению мотивации, оказывается в точке "хуже, чем было", он считает, что сделал что-то не так, ему не дано, у него плохие консультанты или сама идея не работает. Тем не менее это нормально - почти всегда сразу после неких перемен происходит ухудшение из-за психологической дестабилизации. Но зато потом будет экспоненциальный рост.

Третье - не ограничивайтесь одной-двумя мерами. Реализовывать программу мотивации, разумеется, можно поэтапно, но разработать ее надо всю целиком и быть готовым раз и навсегда перейти к другой философии жизни в компании. И потратить деньги - на подарки, премии, зарплату HR-менеджеру. Бесплатной системы мотивации не бывает - бывают ее бесплатные компоненты.

Четвертое - не останавливайтесь. Идеальной и незыблемой системы мотивации персонала не существует. Любую систему надо постоянно видоизменять.

Проблема мотивации - это проблема заинтересованности людей в вашем бизнесе, поэтому необходимо, чтобы совпадали базовые ценности компании и сотрудника. Нанимайте на работу жизненные позиции, а не диплом

По мнению Сергея Ряковского, для работы с персоналом нужны три вещи: воля, идеи и деньги, причем именно в таком порядке. При наличии воли и идей вы вполне можете обойтись малыми деньгами. Идеи можно придумать, взять из книг или озадачить ими службу HR.

Что касается реализации идей, то внедрение их, так сказать, в массы большей частью лежит на плечах линейных менеджеров. "Конкретного сотрудника лучше всех знает его непосредственный начальник, - говорит Ирина Дресвянникова, - у HR-службы есть только одна функция в этом процессе - организация идеологического воздействия на компанию в целом". Конечно, в идеале должна возникнуть интеграция усилий руководителей подразделений и службы HR.

А вот проявить волю может только владелец или топ-менеджер. Это единственный человек, у которого есть право принятия всех решений в бизнесе - в том числе и решения позволить людям чувствовать себя хорошо в компании. Это и есть его козырная карта, изюминка, которую он будет продавать на собеседовании человеку, выбирающему из организаций, внешне похожих, как братья-близнецы.

"Письмо щастья". Генеральному директору

Предлагаем вам уникальную возможность - стать менеджером по продажам. Продукт - "Идеальное рабочее место" (ИРМ) - обеспечивает потребителю:

1. Ощущение безопасности, а именно: материальную стабильность (адекватная заработная плата, ясная и максимально объективная система материального поощрения), душевное спокойствие (наличие прозрачной и предсказуемой окружающей среды - выработка и доведение до сведения всех и каждого корпоративных установок. Налаженная система "обратной связи");

2. Ощущение успешности. Создание ауры успешной компании и культа профессии. Знание историй успеха сотрудников, места компании на рынке и собственной рыночной стоимости;

3. Осознание собственной значимости. Внимание к особым обстоятельствам, личные поощрения, реализация личных свобод.

4. Ощущение принадлежности к социуму. Устраивающий круг общения. Забота компании о сотрудниках. "Изюминки" компании как работодателя.

5. Возможность развития. Наличие перспектив роста и самореализации. Система обучения.

Спрос на такой продукт гарантирован. Рынок сбыта каждое утро приходит на работу в вашу компанию. Рекомендации и примеры по изготовлению ИРМ см. выше. Вам придется приложить некоторые усилия, привыкая к мысли, что вы ни много ни мало - продавец счастья.

Только знаете что? Если вы раздуваетесь от гордости, перечитывая собственную визитку, если вид сияющего энтузиазмом подчиненного вызывает у вас желание снизить ему зарплату, если вы искренне считаете сотрудников ленивой серой массой, а свое дело интересным только вам, - не беритесь вы за это.

Господа, мотивация - это не зарплата. И даже не премия. Это помощь в реализации жизненных установок и ценностей человека без отрыва от производства. А вот результат ее - для компании - измеряется как раз в деньгах и, как правило, весьма ощутимых.