Продавец счастья

Русский бизнес
Москва, 15.09.2003
«Эксперт» №34 (387)
Мотивировать сотрудников - значит предоставить им возможность реализовать их жизненные ценности, работая на благо компании. Пока еще такой взгляд на мотивацию можно назвать нетрадиционным

Управление представляет собой не что иное,
как настраивание других людей на труд.

Ли Якокка

По дороге в детский сад я битых пятнадцать минут объясняла своей четырехлетней дочери, почему я не могу ежедневно покупать ей киндер-сюрприз, тортик с цветочками из крема, новый мультфильм и две игрушки. Отчаявшись пронять чадо аргументами о вреде ненасытности, я сообщила, что денег для реализации плана закупок попросту нет. Ребенок невозмутимо парировал, что деньги дают на работе. Я уточнила, что это происходит раз в месяц. После некоторого замешательства дочь с изумлением поинтересовалась: "А зачем же ты туда ходишь каждый день?"

Большинство людей на вопрос, зачем они работают, не мудрствуя ответят, что им нужно зарабатывать на жизнь. И будут правы - первопричина выхода на рынок труда в качестве наемного работника именно такова. Более того, многие искренне считают, что этим все и ограничивается, до тех пор, пока в один не слишком прекрасный день не начинают испытывать гнетущее ощущение, будто они что-то в этой жизни упускают. И тогда выясняется, что деньги, как говорят математики, необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы не чертыхаться, просыпаясь по будням.

Человек - мера всех вещей

Канонический пример немотивированного сотрудника - древнегреческий раб. Имущества он не имел, в результатах труда заинтересован не был, и даже за человека его не считали. Не в последнюю очередь благодаря этому рабство пало, человечество записало сей факт в учебники истории и с тех пор старалось хоть как-нибудь стимулировать работника.

На Западе возникали теории Тейлора и Мэйо, со всех сторон рассматривали пирамиду потребностей Маслоу, закон баланса Адамса, а также теорию Герцберга. У нас же, когда с появлением рынка стройная советская система стимулирования труда на партийно-профсоюзной основе претерпела как структурную, так и идейную деформацию, народ побросал в угол переходящие красные знамена, экраны соцсоревнований и доски почета и ринулся укреплять экономические позиции, несколько подзабыв по дороге про человеческий фактор. Оказалось, что напрасно забыл. Сегодня лояльный и хорошо мотивированный персонал является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие компаний.

По данным исследования нашего журнала "Стиль жизни среднего класса", треть представителей этого слоя, тех самых менеджеров, исследователей, инженеров и аналитиков, которые составляют главную рабочую силу современных компаний, готовы сменить работу, как только им предложат что-нибудь более привлекательное. Теперь представьте, что это в вашей фирме треть сотрудников одной ногой стоит за дверью. Можно ли после этого считать, что они работают с полной отдачей? То-то же. Неудивительно, что слабая мотивация персонала занимает третье место в перечне причин, препятствующих росту бизнеса, - этот вывод содержится уже в другом исследовании, "Управление ростом и конкурентоспособностью российских компаний", проведенном Ассоциацией менеджеров и консалтинговой компанией Accenture. Соответственно, высокую

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (387) 15 сентября 2003
    Российское кино
    Содержание:
    Мы уже там

    Победа "Возвращения" в Венеции - своего рода шанс, предоставленный нам Европой, и повод задуматься о состоянии современного российского кино. Хотя рынок отечественной кинопродукции сегодня ущербен во всех отношениях, ведущие кинематографисты страны полагают, что именно сейчас происходит перелом к лучшему

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама