Полмиллиона чиновников сели за компьютеры

15 сентября 2003, 00:00

На минувшей неделе Минсвязи и Минэкономразвития представили правительству обширный доклад о том, как используются информационные технологии в правительственных структурах. Доклад, распространенный, что примечательно, только в бумажном варианте, интересен тем, что это первое серьезное исследование ситуации в области информатизации государственной сферы в России. Проанализировав эти данные, до конца текущего года правительство должно утвердить новую концепцию использования информационных технологий в федеральных органах власти и измененную редакцию ФЦП "Электронная Россия".

В 2003 году общие государственные расходы на информатизацию приблизились к 20 млрд рублей, достигнув примерно 0,45% расходов федерального бюджета, - это не так уж мало: например, сопоставимая с Россией по показателям благосостояния Бразилия расходует на информатизацию госаппарата 0,55% своего бюджета. Насколько оправданны эти расходы? В России, как и во многих других странах, включая США, государство - самый крупный заказчик сектора информационных технологий, оно обеспечивает сейчас примерно 18% оборота отрасли. Поэтому текущая ситуация и планы по дальнейшей автоматизации госсектора серьезно сказываются на развитии всей отрасли информационно-коммуникационных технологий, а ее нужно поддерживать, поскольку информационные технологии пронизывают в конечном счете всю экономику, влияя на производительность и в других секторах. Степень информатизации во многом определяет эффективность самого госсектора, а значит, и бюджетных расходов. Например, только в одном из ведомств, МНС, трудозатраты на ввод информации, поступающей от юридических лиц, оцениваются в 3,2 млн человеко-дней в год, автоматизация одного только участка - сбор и учет налоговых поступлений - позволит сократить трудозатраты вполовину и высвободит чиновникам время для более продуктивной деятельности. Автоматизация работы чиновников может серьезно облегчить жизнь и гражданам, которые, как явствует из доклада, тратят на обращения в государственные службы до 4 млрд человеко-часов в год, а это ни много ни мало - 3% от всего рабочего времени страны. Опыт других стран показывает: когда чиновники используют более совершенные информационные технологии, эти затраты времени сокращаются на 25%, то есть наше общество может экономить ежегодно более 30 млрд рублей.

Всемирный банк год назад признал, что уровень использования информационных технологий в российском госсекторе даже чуть превосходит средние мировые показатели. Однако экономить, используя информационные технологии, у нас не очень получается - пока больше тратим. Например, потому, что новые технологии не всегда избавляют от старых. Как указано в докладе, системы электронного документооборота разного уровня введены сейчас в 32 федеральных органах, но лишь в одном из них система позволяет полностью перейти на безбумажную технологию (это касается и официальных документов), во всех остальных ведомствах электронный документооборот и бумажный мирно сосуществуют. Пятнадцать различных финансово-учетных систем, внедренных в министерствах, как выясняется, не интегрированы с централизованной системой Минфина, точно так же не интегрированы и системы управления кадрами и так далее. О единой системе госзакупок пока даже упоминать не стоит, хотя это, пожалуй, один из самых эффективных способов добиться экономии госрасходов. Вспоминается, как на прошлогоднем семинаре SAP в Вене представитель австрийского аналога Госснаба рассказывал, что только за счет единой политики закупок электроэнергии для федеральных ведомств небедный австрийский бюджет смог за год сэкономить 5 млн евро.

И все же нельзя не признать, что за последние пару лет ситуация с использованием информационных технологий в госсекторе серьезно изменилась к лучшему, и прежде всего в министерствах-лидерах - в МНС, Минфине и ГТК. Как отмечается в докладе, за последнее время существенно улучшилась и общая структура госрасходов на информационные технологии. Если раньше львиная доля средств расходовалась на приобретение собственно вычислительной техники, то в текущем году заметно выросла доля расходов на прокладку сетей, программное обеспечение, техническую поддержку. Иными словами, ведомства наконец вплотную занялись тем, ради чего и стоило закупать всю эту технику: начали внедрять информационные системы, не только облегчающие труд 400 тыс. "бумажных" чиновников, но и позволяющие им быстрее реагировать на запросы граждан и бизнеса.