Мы определенно нуждаемся в элите

Общество
Москва, 15.09.2003
«Эксперт» №34 (387)
Образование - это основа экономического роста, полагает эксперт Института немецкой экономики Райнхольд Вайс. Но чтобы быть эффективной, система образования должна постоянно эволюционировать

Парадоксальным образом судьбы немецкого и российского образования оказались схожи. Когда-то германское образование считалось лучшим в мире, и многие страны ориентировались на этот стандарт. Сегодня Германия имеет крайне низкие рейтинги по результатам всех международных исследований, а ведущие специалисты предпочитают уезжать в Америку. "Остатки былой роскоши" еще имеются, но система требует реорганизации. Недавно после шумной дискуссии, в ходе которой обсуждалось, как спасать положение, Институт немецкой экономики выпустил книгу, рассказывающую, как складывается эффективная система образования и для чего ее вообще нужно создавать. Об этом мы беседуем с одним из авторов "Немецкого подхода к образованию", заместителем начальника отдела образования Института немецкой экономики доктором Райнхольдом Вайсом.

Человеческий капитал

- Господин Вайс, насколько вообще важно образование для развития общества и какое оно имеет значение для экономики страны?

- Значение образования все еще недооценивается. Хотя с шестидесятых годов мы знаем, что оно играет огромную роль, стимулируя рост экономики и инновации. Во многих странах экономический рост напрямую определялся инвестициями в человеческий капитал. Чем они выше, тем больше экономический рост и благосостояние. Чем выше доход людей, тем выше уровень образования, и наоборот - чем люди образованнее, тем выше их доход. Сложность в том, что мы не знаем наверняка, что было первым - яйцо или курица.

- А как создается человеческий капитал и чем определяется его развитие?

- Он формируется, когда люди учатся: на школьной скамье, в аудитории, самостоятельно по книжкам или через компьютер, Интернет. При этом получаемые знания должны не просто заучиваться, а применяться в повседневных ситуациях, например на работе. Только тогда это работающий капитал.

В Германии сегодня он практически не растет. Более восьмидесяти пяти процентов немецких инвестиций в образование уходит на то, чтобы поддерживать его уровень на нынешнем уровне. То есть мы не можем добиться существенных качественных улучшений в образовании. Тем более что последние двадцать лет наши инвестиции в эту сферу уменьшались. Проблема усугубляется еще и тем, что население страны сокращается - необходимо срочно пересматривать систему инвестиций и инвестировать в образование, чтобы человеческий капитал развивался. Это крайне важно не только для благосостояния страны, но и для безопасности социальной системы.

- Кто же должен в этот капитал инвестировать?

- Если говорить о школе, о базовом обучении, то это прежде всего государство, для которого важны инвестиции в будущее. Но все расходы на себя оно брать не может. Нужна личная инициатива, личные вложения - как учащихся, так и будущих работодателей. В каких-то странах это решается за счет взимания школьных и университетских платежей. В Германии не только долго учатся и ничего за это не платят, но часто учебу прерывают, бросают. Если бы образование стоило денег, если бы приходилось брать на него кредиты, студенты стреми

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (387) 15 сентября 2003
    Российское кино
    Содержание:
    Мы уже там

    Победа "Возвращения" в Венеции - своего рода шанс, предоставленный нам Европой, и повод задуматься о состоянии современного российского кино. Хотя рынок отечественной кинопродукции сегодня ущербен во всех отношениях, ведущие кинематографисты страны полагают, что именно сейчас происходит перелом к лучшему

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама