При нацистах масонство подверглось усиленному гонению, поскольку представляло собой явную альтернативу тоталитарной идеологии национал-социализма. Нацисты оправдывали свои репрессии против масонов тем, что контроль над их ложами якобы осуществляется тайными еврейскими финансовыми кругами. Распространению в обществе при посредстве лож либеральных идей сопутствует, по мнению нацистских идеологов, разрушение национальных традиций и устоев, за чем неизбежно следует внедрение интернациональной, надгосударственной силы в виде еврейского капитала. При этом, разумеется, умалчивалось, что финансирование самого нацистского движения на определенном его этапе осуществлялось тоже из-за границы - через американских банкиров, имевших на Гитлера свои виды.
Склонность некоторых масонов к каббалистическим изысканиям, а также использование в масонских ритуалах определенных ветхозаветных символов возбуждает в тенденциозных наблюдателях подозрения о некоей масонской юдофилии, о служении каменщиков "еврейскому богу". Здесь большую роль играет элементарное непонимание того, что каббалой занимаются не столько сами масоны, сколько члены парамасонских, розенкрейцеровских, мартинистских и прочих оккультных обществ, не имеющих статуса признанных лож. А кроме того, в заимствовании ветхозаветных символов и служении "еврейскому богу" совершенно спокойно можно обвинить вообще всех христиан и мусульман без исключения.
О реальном же отношении самих масонов к религии говорит, к примеру, тот факт, что в эмблеме одной из масонских лож Израиля оказались совмещенными звезда Давида, крест и полумесяц - как знак равенства всех религий и доступности лож абсолютно для всех верующих в Бога. Утверждения же некоторых авторов о том, что все масонские ложи подчинены тайному еврейскому руководству, которое у одних ассоциируется с Бнай-Бритом (автономная система еврейских лож), у других - с Международным сионистским комитетом, а у третьих - с неким мифическим Тайным союзом израилитов, являются полнейшим вымыслом тех, кто никогда серьезно не занимался ни историей масонства, ни историей еврейского народа.
Ритуалы и символы
Всякий ритуал является своеобразным драматическим воплощением мифа - некоей театрализацией его содержания, выражающей суть его послания в сценически-игровой форме. В принципе любое инициатическое братство и характерно в первую очередь наличием некоего общего сакрального измерения - то есть такого уровня сосуществования и взаимного общения, где элементы ритуального театра обретают значение сверхреального откровения.
Масонские инициатические мистерии состоят из серии заранее отрепетированных действий, жестов и слов, а также манипуляций символическими предметами. Все это, разумеется, имеет свой скрытый подтекст, понятный участникам мистерии. Конечно же, никакое интеллектуальное осмысление ритуала не заменит его подлинного переживания как мистерии - то есть как комплексного действа, а не лишь умственного акта.
Масонские ложи основаны по правилу иерархичности, общему для всех традиционных организаций, однако радикальная их особенность состоит в том, что здесь все братья по очереди занимают руководящие должности, оставаясь принципиально равными друг другу. Таким образом, масонская формальная иерархичность градусов и соответствующая ритуалистика не подчиняют себе личность, а дают ей возможность пройти по всем символическим ступеням приобщения к мифическому Высшему Закону.
Высший Закон, которому подчинено ритуальное масонское служение, может ассоциироваться в первую очередь с духовными или моральными принципами, согласно которым осуществляется построение подлинной человеческой личности, - то есть с духовной геометрией, правила которой начертаны в сердцах потомков Адама рукой Творца как Великого архитектора. Масоны аллегорически сравнивают нравственно развитую и "сырую" личности с отесанным кубическим блоком и необработанным камнем. Идеальное человеческое общество находится в процессе построения, которое сравнимо со строительством храма как дома духа. Стены такого духовного храма слагаются из гладких кубических блоков - совершенных личностей, посвятивших свои жизни самосовершенствованию ради общечеловеческого дела. Путь к такому самосовершенствованию сравнивается масонами с операцией по обработке дикого камня. Подготовка самого камня, возведение стен храма, а также руководство работами требуют специальных инструментов и знания профессионального языка. Все это мы можем найти в масонском арсенале символов и аллегорий, воспроизводимых в ритуале.
Зубило, которым обрабатывается камень, является символом духовного стремления неофита к совершенству, его внутренней энергии.
Лом символизирует непоколебимую волю неофита.
Циркуль есть знак разума - анаксагорова интеллекта.
Наугольник - это мастер, задающий точные параметры работы.
Символом мастера как средоточия опыта и знания является пламенеющая звезда, освещающая путь неофитов к цели.
Ватерпас представляет Первого надзирателя как верховного судию, для которого все равны. Лот - Второго надзирателя как духовного инициатора, побуждающего братьев-масонов проникать в самые недра познания.
Мастерок символизирует ложу как инициатическую структуру (его треугольная форма интерпретируется как мастер и два надзирателя, руководящие работами в ложе и определяющие их характер). Кроме того, мастерок есть знак пространства (три измерения которого символизированы треугольной формой инструмента).
Молоток - это символ Закона, царящего в ложе. Стуком молотка мастер отмечает открытие и закрытие работ в ложе, а также переходы к очередным ритуальным процедурам. Отсюда - ассоциация этого инструмента с временными циклами, вообще со временем как условием существования мира. Молоток в сочетании с мастерком символизируют единство времени и пространства, а циркуль с наугольником - разума и формы.
Дух братского единства в ложе символизируется черпаком, употребляемым в масонских застольях.
В интерьере каждой ложи неизбежно присутствуют две колонны, на одной из которых начертана латинская буква J, а на другой - В. Происхождение этих символов восходит к библейскому описанию Иерусалимского храма, у входа в который располагались аналогичные колонны, одна из которых называлась Иакин, а другая - Боаз. Иакин является символом мужского начала в космосе, ему соответствует Солнце, а также небесная сфера. Боаз - женское начало, которому соответствует Луна и глобус. Между этими двумя колоннами располагается пентаграмма как символ мастера (или совершенного человека), с начертанной в ней латинской буквой G, что интерпретируется как "геометрия" (для профанов эта буква объясняется как god - англ. "бог").
На полу в ложе можно видеть ковер, на котором изображены основные масонские символы в различных сочетаниях. Такой ковер считается символическим планом работ, которые ведутся в ложе. Изображения подобных планов работ можно видеть и на запонах (масонских фартуках) мастеров: мастер, положив на колени запон, обрабатывает на нем, согласно изображенной схеме, дикий камень, превращая его в пригодный для строительства блок.
Помимо этого существует масса других символов, используемых в различных масонских системах и ложах, причем некоторые из них восходят уже не к строительному делу (то есть чисто масонскому), а к алхимии, каббале, рыцарской геральдике и т. д.
Масонство и мир
Известная доля ритуальности присутствует и в "масонском бытии" за пределами собственно ложи. Это, к примеру, использование братьями-каменщиками особых взаимных приветствий, привнесение в одежду и быт деталей, могущих иметь параллельный символический характер, хотя открыто демонстрировать свою причастность к братству у масонов не принято. Элементы масонского символизма, тем или иным путем выходя за пределы лож, обретают порой, как сказали бы масоны, "профаническое значение", то есть становятся частью общепринятых стандартов.
От масонов пошел обычай использовать молоток при открытии и закрытии различных заседаний (в особенности судебных).
Масонской по происхождению являются эмблемы серпа и молота (как видоизменение изначальных мастерка и молота), пятиконечной красной звезды (пылающая путеводная звезда мастера).
Именно масоны придали красному фригийскому колпаку значение символа свободы (в древности им отмечали освобожденных рабов), а затем он вообще стал эмблемой республиканской Франции. Фригийский колпак также входит в состав многих гербов стран Латинской Америки, в том числе и Кубы (где, между прочим, до сих пор официально действует масонская ложа, одним из основателей которой был Хосе Марти).
К ритуальной петле, используемой в обряде посвящения мастера, восходит такая популярная деталь мужского гардероба, как галстук.
Разумеется, много масонского влияния и в западной архитектуре - особенно в символизме колонн и орнаментов. Точно так же мы можем найти прямые или косвенные масонские влияния в изобразительном искусстве, литературе, кино. Такая игра символами, в особенности осознанная, привносит в культуру привкус эзотеричности, тайного посланничества, эстетизируя ее как нечто сакральное в своей сущности - чем, в принципе, подлинная культура (от слова "культ") и должна являться.